Развитие цепочки свободы в 19-м и 20-м столетиях
За последние двести лет «цепочка свободы» протянулась из США во многие страны, но особенно - в Латинскую Америку, Африку и Австралию. В Южной Америке Симон Боливар возглавил движения независимости против испанского господства во многих странах и помог учредить конституции, построенные по образцу Конституции США. Однако плоды, полученные этими народами, в значительной мере отличались от американских, что было обусловлено недостатком фундаментальных принципов в жизни людей, - принципов, необходимых для поддержки свободных, справедливых и преуспевающих народов (см. главу 1). Недостаток этих принципов, в свою очередь, обусловливался ограниченным доступом к Библии. Президент США Джеймс Монро поддержал эти революции провозглашением своей знаменитой Доктрины[78] в 1823 г.
Европейские страны также начали порывать со своими угнетателями и учреждать конституционные формы правления. Некоторые революции, такие, как во Франции в 1789 г. , к несчастью, не были основаны целиком на библейских принципах проведения общественных преобразований или библейской философии правления и в итоге повлекли за собой возврат к языческой централизации, сменившей период хаоса.
В Англии и в Соединенных Штатах дальнейшие преобразования, направленные на полную реализацию христианских идей в системе управления, повлекли за собой отмену рабства (1833-1865), хотя это и не обошлось без гражданской войны в США -войны, возникшей в результате того, что спустя некоторое время часть американцев отпала от Бога. Имели место также отклонения от библейских представлений о гражданской жизни и в области образования: ответственность за это была передана правительству, и библейские идеи были заменены догмами об эволюции и мирском гуманизме. Как европейцы, так и американцы приняли многие языческие идеи об управлении и благополучии. Во многих ситуациях Соединенные Штаты стали поступать беспринципно при решении вопросов внешней политики. Однако Соединенным Штатам удалось найти путь решения проблемы расизма, а также развить представления о гражданских и человеческих правах. Это помогло осуществить преобразования во многих других странах.
Распространение Евангелия по всему миру в течение двух последних столетий ускорилось. Существенный прирост количества христиан произошел за последние десятилетия в странах с неевропейским типом населения. На Африканском континенте количество христиан с 1900 г. увеличилось на 2300%. По меньшей мере 357о (а по некоторым оценкам - до 50%) населения Африки исповедует христианство. В Азии количество христиан, по сравнению с 1900 г., увеличилось на 1100%. Хотя в настоящее время только 7% от общего населения Азии являются христианами, мы можем ожидать, что это чисто резко возрастет в будущем.
Хотя во многих странах наблюдалось существенное увеличение числа христиан, во многих из них не происходило существенных изменений в общественной и гражданской сферах. В чем же причина? Взгляните, например, на ситуацию в Африке. Начиная с 1900 г. и до настоящего времени процент христиан в общем населении возрос с 1% до 35% (а возможно - даже до 50%>). Тем не менее в 1988 г. более 80% территории Африки контролировалось коммунистами или военными диктаторами. Если история показывает, что Евангелие освобождает, то что же происходило там?
Некоторое продвижение в области увеличения свобод, правосудия и преуспевания имело место на этом континенте, но оно было довольно медленным из-за недостатка внутренней подготовленности людей, - они были не готовы поддержать свободу. Дом и церковь являются первичными звеньями в такой подготовке, но они сами не были подготовлены, так как не имели библейского характера и библейского взгляда на окружающий мир, потому что миссионеры и церковные лидеры, участвовавшие в огромном росте христианской общины, впали в ересь дуализма, согласно которой только религиозная деятельность является духовной, все же остальные роды деятельности - мирские. Эта ересь была укреплена небиблейскими концепциями о резком разграничении сфер деятельности и разделении церкви и государства, которые не позволяли христианам заниматься политической и общественной деятельностью.
По мере того, как все больше христиан стало отвергать эти ложные доктрины и становиться солью и светом во всех сферах жизни, мы видим - и будем видеть дальше - распространение свободы по всему миру.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 926;