Миграционные процессы в мире
В условиях глобализации происходит стремительное перемещение людей по планете. Потоки мигрантов из стран со слаборазвитой или кризисной экономикой в поисках лучшей жизни устремляются в благополучные государства «золотого миллиарда». Неудивительно, что миграция в настоящее время стала актуальной и трудно решаемой проблемой.
Миграция населения (лат. migratio — переселение) — перемещение, переселение людей из одного региона (страны, мира) в другой.
Эмиграция – выезд из страны.
Иммиграция – въезд в страну.
Современные тенденции международной миграции:
- рост нелегальной миграции (ярко выраженный трудовой характер; государству тоже выгодно: налоги платят, а соц. пособия и льгот не получают);
- рост вынужденной миграции (больше всего из Африки; из-за увеличения вооруженных конфликтов в мире, обострения межнациональных отношений; 80 % беженцев бегут в развивающиеся страны; женщины и дети создают дополнительную экономическую нагрузку на принимающие страны, которая требует денежных затрат);
- увеличение демографической значимости международной миграции (в России международная миграция играет ведущую роль в демографическом развитии страны; в развитых странах та же самая тенденция);
- глобализация мировых миграционных потоков (почти все страны вовлечены);
- качественные изменения в потоке миграции (увеличение доли лиц с высоким уровнем образования).
Большое количество мигрантов принимают страны-экспортеры нефти на Ближнем Востоке, в которых 70 % рабочей силы составляют иностранцы. Также высокий показатель миграционного сальдо у стран Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла), Юго-Восточной Азии (Сингапур, Гонконг, Япония), Африки (ЮАР), а также Израиль имеет хороший миграционный поток из России.
Поставщиками рабочей силы на мировом рынке в настоящее время являются Индия, Пакистан, Вьетнам, Алжир, Мексика, Ирландия, Турция, СНГ.
К числу наиболее значимых последствий миграции можно отнести - изменение ситуации на рынке труда, конфликты в местах компактного расселения мигрантов, воздействие миграции на этническую и социальную структуры населения.
Относительно политики, проводимой в отношении мигрантов можно выделить несколько подходов:
Поликультурализм — это концепция, согласно которой все культуры в мире, являются взаимосвязанными (предполагает равенство культур).
Мультикультурали́зм — политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. предоставление возможности этническим и культурным общинам управлять обучением своих членов, сохранять язык, традиции. Мультикультурализм культивируется в Канаде, ФРГ, Швеции. Мультикультурализм — один из аспектов толерантности.
Толера́нтность - терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Европейский мультикультурализм не только позволяет, но прямо поддерживает самодеятельность и автономию иммигрантских общин, платя им из бюджета за их специфику и своеобразие (ради сохранения языка,обычаев и т.д.). В 2010 году ряд лидеров европейских стран, (А. Меркель, Д. Кэмерон, Н. Саркози), заявляли, что считают политику мультикультурализма в своих странах провалившейся.
С середины 1950-х, когда в ряде стран Западной Европы началось массовое рекрутирование иностранных работников, до рубежа 1970-1980-х европейские политики и европейская публика верили, что имеют дело с «гостевыми рабочими». «Гастарбайтерами».
А раз они здесь временно, то о каком «плавильном котле», о какой ассимиляции может идти речь? Отсюда произошло и выделение бюджетных средств на изучение детьми мигрантов «родного языка» (а иначе как они вернутся к себе на Балканы или в Турцию?), и толерантность к культурным практикам, привезенными «гастарбайтерами» с собой. Иными словами, резон «мультикультурализма» как политической программы был исключительно рациональным. Не дать иммигрантам инкорпорироваться, проникнуть в национальное тело. В немецком случае это была просто мягкая сегрегация. Так же, как в Израиле есть две стратегии по отношению к разным группам переселенцев – ассимиляция для евреев и мультикультурализм для арабов, так и в Германии было две стратегии – ассимиляция для «аусзидлеров» из Восточной Европы и СССР и мультикультурализм для турок и прочих южан.
У данной политики есть изъяны. В частности, выяснилось, что во втором поколении общины мигрантов, перенесшие на европейскую землю свои правила жизни, легко преобразуются в замкнутые и вполне тоталитарно управляемые изнутри добровольные гетто. Где практикуются обычаи предков и не одобряются попытки отдельных членов выйти за пределы и реализовать себя как нового европейца. Там не только не подчиняются законам страны пребывания, но даже не очень-то допускают на свою территорию общины представителей местной власти и полиции. Причем творится все это за счет принимающей стороны. Со временем, научившись по-европейски качать права, общины начинают требовать увеличения льгот и дотаций.
Во многих странах мира возникли замкнутые моноэтнические, или монорелигиозные, или монорасовые кварталы и учебные заведения. В студенческих столовых возникают столы «только для черных». Появляется «азиатские» общежития или дискотеки для «цветных», вход в которые для «белых» практически заказан.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1429;