Тема 9. Социальная философия. Развитие общества как исторический процесс. Философия истории.

Тестовые задания:

1. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:

а) культурология;

*б) социальная философия;

в) гносеология;

г) политология.

 

2. Постижением процесса общественной жизни занимается...

а) история философии

б) философия человека

в) философия природы

*г) философия истории

3. В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант) основное внимание в рассмотрении развития науки было обращено на:

а) общество как целостную систему, в которой человек лишь составная ее часть;

*б) человека, и общество понималось как совокупность отдельных индивидов с их способностями, поведением, действиями;

в) общество, как совокупность объективно данных человеку общественных отношений, а человек при этом находится на пересечении, в «узлах» разнообразных общественных связей;

г) человека и общество одновременно, поскольку они являются взаимодополняющими и постоянно взаимодействующими сторонами.

3. Согласно концепции М. Вебера, общество — это:

а) жизненный мир, построенный в соответствии с феноменологией сознания;

б) понимающее «бытие-в-мире»;

в) свободный практический и творческий выбор;

*г) система социальных действий и их смыслов.

4. В марксизме утверждается, что структура общества вытекает из:

а) жизни людей согласно их речевым актам;

б) истолкования смысла социальных действий людей;

*в) формы материального производства;

г) соответствующего общественного договора.

5. В русском космизме общество интерпретируется с точки зрения так называемого «натуралистического» подхода, при котором общество — это:

а) воплощение совершенной идеи справедливости;

б) открытая система, действующая на основе «социальных технологий» и «социальной инженерии»;

*в) продолжение природы и космических закономерностей;

г) «град земной», стремящийся к совершенству «града божьего».

6. Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда:

а) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества;

*б) происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе;

в) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов;

г) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе.

 

7. К главным составным частям общества (согласно учениям Ферсмана, Плотникова, Дьяконова) не относится:

а) антропосфера;

б) социосфера;

в) ноосфера;

*г) техносфера.

8. К источникам саморазвития общества не должно относиться:

а) взаимодействие общества и природы;

б) использование техники и новых информационно-технологических возможностей в целях совершенствования человеческого существования;

*в) саморазвитие техносферы и искусственной реальности, кардинально изменяющее статус человека;

г) развитие духовной сферы в направлении к идеалу.

9. Гегель полагал, что развитое общество — это:

а) нравственная реальность;

б) общество всеобщего благоденствия;

в) царство божие;

*г) правовое государство.

10. Гегель рассматривал историю в своей работе «Философия истории», как:

а) становление свободного человека;

б) самоцельное становление свободы;

*в) развитие мирового духа во времени;

г) развитие мирового духа в пространстве.

11. В социальной сфере у Гегеля значительную роль играет понятие идеала, который:

а) рассматривается в плане судьбы индивидуума и его реализация как «должного» переносится в трансцендентный мир;

б) в своей реализации отодвигается в необозримое будущее, при условии, что трансцендентное есть прямое продолжение посюсторонней жизни;

*в) есть воплощение творческой программы «идеи», и должен быть осуществлен в жизни ближайшего поколения;

г) есть существующий оплот европейского «священного союза».

12. В марксизме процесс развития общества описывался в виде:

а) циклов;

б) стрелы;

*в) спирали;

г) маятника.

13. В своей философии истории И.Г. Гердер полагал, что человечество в своем развитии закономерно приходит к:

а) царству божию;

б) декадансу;

*в) гуманизму;

г) варварству.

14. По Фихте, целью истории человечества является:

а) побуждение идентичности;

б) устремление к субординации;

*в) установление координации;

г) определение диспозиции.

15. По Шеллингу, история может быть определена, как:

а) воплощение абсолютной свободы;

*б) постепенная реализация правового закона;

в) проявление необходимости;

г) воплощение божественного замысла.

16. Ход человеческой истории в виде линейного поступательного движения (прогресса) описывался, преимущественно, в трудах:

а) немецкого философа К. Ясперса;

*б) новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта;

в) французского историка и культуролога Ф. Броделя;

г) русского историка и ученого Л. Н. Гумилева.

 

17. Разновидностями социального детерминизма являются концепции…

*а) экономического детерминизма

б) экзистенциализма

в) постмодернизма

г) провиденциализма

д) географического детерминизма

 

18. В христианской философии подробно разработана идея о «конце света». Концепцию о «конце истории» выдвинул:

а) Ф. Бродель;

б) П. Сорокин;

*в) Ф. Фукуяма;

г) А. Тойнби.

19. Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали:

а) К. Сен-Симон и Г. Спенсер;

б) Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров;

в) К. Маркс и Ф. Энгельс;

*г) Ф. Ницше и А. Камю.

20. Фактору случайности в саморазвитии общества основное значение придает современное направление:

а) герменевтики;

б) структурализма;

в) постмодернизма;

*г) синергетики.

21. Согласно концепции Л. Н. Гумилева, уровнем организации этноса не является:

*а) популяция;

б) семья;

в) группа (община, анклав и т.д.);

г) субэтнос.

22. Социальный институт, который представляет собой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, называется:

а) семья;

б) государство;

в) собственность;

*г) власть.

 

23. Главным условием существования и развития общества, согласно марксизму, является(-ются)...

*а) материальное производство

б) вера в Бога

в) справедливые отношения между людьми

г) освоение космоса

 

24. «Естественное состояние», по Т. Гоббсу, – это…

а) любовь к ближнему

*б) война всех против всех

в) примирение с действительностью

г) равновесие любви и ненависти

 

25. Государство, власть и властные отношения составляют ядро...

*а) политической сферы

б) семейно-бытовых отношений

в) экономической сферы

г) духовной сферы

 

26. Из философов Античности наибольший вклад в исследование общества внесли...

а) Левкипп и Демокрит

*б) Платон и Аристотель

в) Парменид и Зенон

г) Фалес и Анаксимен

 

27. Согласно плюралистическому пониманию истории…

а) различные социальные организмы подчиняются общим законам исторического развития

б) человеческого общества как целостного образования не существует

*в) каждое историческое образование возникает, развивается и рано или поздно с неизбежностью гибнет

г) ход истории предопределяется божественным провидением

д) разнообразие в историческом развитии не отрицает идею единства истории

 

28. Разновидностями социального детерминизма являются концепции…

а) технологического детерминизма

*б) демографического детерминизма

в) провиденциализма

г) экзистенциализма

д) постмодернизма

 

29. В западноевропейской философии первым философом, поставившим в центр своих размышлений человека, был...

а) И. Кант

*б) Сократ

в) Августин

г) Ф. Аквинский

 

30. Основной причиной отчуждения, согласно К. Марксу, служит…

*а) частная собственность на средства производства

б) система ценностей конкретного общества

в) неразвитость общественных отношений

г) обусловленность человеческого бытия природными факторами

 

31. Согласно ________, проявлением отчуждения является «одномерность» современного человека.

*а) Г. Маркузе

б) Н. Бердяеву

в) Ф.Ницше

г) З. Фрейду

 

32. Диалектическое противоречие личности и общества может быть выражено как противоречие…

а) материального и идеального

б) субъективного и объективного

в) абстрактного и конкретного

*г) индивидуализации и унификации

 

33. Общественное поведение человека и коллективное поведение животных…

*а) различаются способностью людей организовывать неформальные объединения

б) ничем не различаются

в) не имеют ничего общего

г) обусловлены действием инстинктов









Дата добавления: 2014-12-05; просмотров: 7052;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.024 сек.