Тема 2. Философские представления в древних цивилизациях. Античная философия.
Тестовые задания:
1. Основателем даосизма в Китае был:
а) Мо Цзы;
*б) Лао Цзы;
в) Конфуций;
г) Чжуан Цзы.
2. Среди основополагающих принципов учения Конфуция нет следующего:
а) слушаться старших по возрасту и званию;
б) сдерживать себя, избегать крайностей;
*в) формировать собственный, независимый стиль жизни и мышления;
г) быть гуманным.
3. Управление обществом в конфуцианстве сравнивается с отношениями:
*а) отца и сына;
б) матери и детей;
в) друзей;
г) сотрудников.
4. Среди постулатов легизма отсутствует следующий:
*а) человек от природы добр;
б) интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимно противоположны;
в) основной стимул в соблюдении законов — страх перед наказанием;
г) закон — один для всех.
5. Карма в древнеиндийской философии — это:
а) закон вечного круговорота бытия;
б) понятие долга и предназначения;
*в) закон воздаяния;
г) выход за пределы круга перевоплощений.
6. Дхарма в древнеиндийской философии — это:
*а) понятие долга и предназначения;
б) закон вечного круговорота бытия;
в) абсолютное духовное освобождение;
г) вид религиозно-духовной практики.
7. Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию:
а) надежду;
б) любовь;
в) желание;
*г) страдание.
8. В древневосточной философии это понятие включает в себя и представление об энергии, поддерживающей все сущее:
а) карма;
б) нирвана;
*в) дао;
г) сансара.
9. Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является:
а) вода;
*б) огонь;
в) земля;
г) дерево.
10. Сократ в молодости обучался в школе:
*а) софистов;
б) пифагорейцев;
в) милетцев;
г) элеатов.
11. О рабовладельческой демократии он говорил: «Худшее — это большинство»:
а) Пиррон;
б) Диоген;
*в) Сократ;
г) Клеанф.
12. По мнению этого философа, знание — высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей: сдержанности, мужества и справедливости. Кто этот философ?
а) Пиррон;
*б) Сократ;
в) Диоген;
г) Хрисипп.
13. По Эпикуру, наслаждение от еды есть удовольствие:
*а) динамическое;
б) статическое;
в) разумное;
г) совершенное.
14. Согласно стоикам, злорадство относится к такому виду страстей, как:
а) удовольствие;
б) вожделение;
в) страх;
*г) печаль.
15. Поскольку нет никакого основания предпочитать один порядок устройства государства другому, следует подчиняться обычаям той страны, в которой живешь, — так считал:
*а) Клеанф;
б) Пиррон;
в) Аристотель;
г) Платон.
16. Для Платона мир нереальный и недействительный — это мир:
а) первоматерии;
б) эйдосов;
*в) множества конкретных предметов и вещей;
г) представлений.
17. Основополагающей категорией Аристотель считал:
*а) сущность;
б) обладание;
в) положение;
г) время.
18. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...»
а) знать все и невозможно;
б) знания увеличивают скорбь;
в) знать что-то вовсе и не нужно;
*г) другие не знают и этого.
19. По Аристотелю, человек — это:
а) двуногое без перьев;
б) нравственное существо;
в) душа в темнице тела;
*г) политическое животное.
20. Майевтика — это:
а) ироничное подтрунивание;
б) форма назидания;
в) легкая беседа «ни о чем»;
*г) общение с собеседником с целью обретения им истины.
21. Основателем этики в западноевропейской философии считается:
а) Фалес;
*б) Сократ;
в) Платон;
г) Аристотель.
22. О том, что во главе государства должны стоять философы, говорил:
а) Хрисипп;
б) Сократ;
*в) Платон;
г) Аристотель.
23. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», — говорил:
а) Фалес;
б) Анаксимандр;
*в) Гераклит;
г) Левкипп.
24. В центре внимания основанной Пифагором школы было то, что, по мнению философа, лежит и в основе всего сущего, это:
а) порядок;
б) Бог;
в) разум;
*г) число.
Тема 3. Развитие европейской философии в V – XVIII вв.
Тестовые задания:
1. Квинт Тертуллиан провозгласил:
а) «Христианское откровение упраздняет мудрость мира сего»;
*б) «Верую, потому что нелепо»;
в) «Божественное и дьявольское постоянно борются между собой»;
г) «Ищите и обрящете».
2. Он был рожден в семье римского чиновника, учился риторике у скептиков, затем был приверженцем манихейства, но, перейдя в христианство, стал виднейшим из отцов западной церкви:
а) Иероним Блаженный;
б) Амвросий Медиоланский;
*в) Аврелий Августин;
г) Василий Кессарийский.
3. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:
а) исследовать социальную действительность;
б) исследовать природу;
*в) найти рациональные доказательства веры;
г) сформировать христианскую философию в противовес языческой.
4. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:
а) атомизмом;
*б) томизмом;
в) августинизмом;
г) папизмом.
5. Фома Аквинский, развивая теорию отдельных душевных сил или свойств в духе Аристотеля, считал, что:
*а) разумная душа находится в зависимости от сенситивной, возвышаясь над вегетативной;
б) вегетативная душа определяет сенситивную и разумную душу;
в) разумная душа возвышается над вегетативной и сенситивной;
г) сенситивная душа определяет вегетативную, а та, в свою очередь, руководит разумом.
6. Номинализм в своей атаке на строгую рационализацию религиозных догматов, тем самым:
а) укрепил христианскую теологию;
*б) подготовил почву для отделения теологии от философии;
в) поставил на новую основу авторитарное положение церкви;
г) затормозил формирование позитивизма Нового времени.
7. Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться в:
а) Нидерландах;
б) Германии;
*в) Италии;
г) России.
8. Термин «реформация» имеет отношение к критике:
*а) католической церкви;
б) английской буржуазии;
в) французских рантье;
г) немецкого бюргерства.
9. Наиболее выдающимся представителем немецкого реформационного движения является:
а) Виклиф;
б) Ян Гус;
в) Жан Кальвин;
*г) Мартин Лютер.
10. Лютер выступал против идеи о том, что:
а) человек может напрямую обращаться к богу;
*б) церковь — единственный посредник между богом и человеком;
в) священники не могут отпускать мирянам грехи;
г) человек полон чувства вины и греха.
11. В учении Кальвина, как и Лютера, значительное место занимает учение о:
а) личной свободе и творческой активности человека;
*б) предопределении как вечном спасении только по воле бога;
в) независимости человека от социального окружения и государства;
г) ведущей роли католической церкви в деле спасения человеческой души.
12. Религиозно-философские воззрения Томаса Мюнцера были близки к идеям:
а) мистического индивидуализма;
б) античного платонизма;
*в) утопического коммунизма;
г) римского цезарепапизма.
13. Тонкий дипломат и проницательный государственный деятель, Н. Макиавелли рассматривал политику как:
а) божественную волю, реализуемую через поступки людей;
б) своеобразное отражение моральных норм, однозначно определяющих человеческие поступки;
*в) автономную сторону человеческой деятельности, воплощение свободной человеческой воли, корректируемую естественными законами жизни и человеческой психологии;
г) систему религиозных догматических установлений, контролирующих жизнь общества и государства.
14. Понимание Макиавелли соотношения политики и морали зачастую определяется другими как:
*а) гуманизм;
б) объективизм;
в) цинизм;
г) анархизм.
15. В философии политики Жана Бодена (1530—1596) государство рассматривается как:
а) гарант социальной справедливости и равенства всех граждан перед законом;
б) форма осуществления власти церкви над обществом;
в) власть нескольких семей, при которой монарх является абсолютным источником права и политики;
г) политическая власть аристократии, которая для управления обществом формирует выборный коллегиальный орган.
16. Идеолог голландской буржуазной революции Гуго Гроций философски обосновал теорию:
а) абсолютного (божественного) права, при котором реализуется проявление божьего суда;
*б) естественного права, когда его сущность отражает общечеловеческую природу;
в) государственного права, когда оно создается управляющей верхушкой для решения своих проблем;
г) эгалитарного права, когда признаются права и свободы всех граждан государства.
17. Термин «утопия» означает буквально:
а) удаленный остров;
б) идеальное государство;
*в) несуществующее место;
г) великая мечта.
18. Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело:
а) развитие протестантизма как нового направления мирового христианства;
*б) формирование наук, в первую очередь, естественных;
в) становление абсолютной монархии;
г) подъем народного и революционного движения.
19. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:
а) идеализма и стоицизма;
б) объективизма и скептицизма;
*в) материализма и эмпиризма;
г) позитивизма и прагматизма.
20. По Ф. Бэкону, эмпирия — это:
*а) опыт, опирающийся на эксперимент;
б) изолированное чувственное восприятие;
в) форма, присущая самой вещи;
г) мыслительный образ вещи, отраженный в сознании.
21. Основной рабочий метод Ф. Бэкона — это:
а) анализ;
б) синтез;
в) дедукция;
*г) индукция.
22. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:
а) «верую, потому что нелепо»;
*б) «во всем должно сомневаться»;
в) «любовь движет солнца и светила»;
г) «знание — сила».
23. Главным атрибутом материи, по Декарту, является:
а) делимость;
*б) протяженность (распространенность);
в) вечность;
г) изменчивость.
24. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:
а) созерцательный анализ;
б) эмпирическую индукцию;
*в) рациональную дедукцию;
г) спекулятивный синтез.
25. Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют:
*а) картезианством;
б) сенсуализмом;
в) реализмом;
г) деизмом.
26. Философия Декарта сыграла значительную роль в становлении:
а) диалектического материализма;
*б) механистического естествознания;
в) объективного идеализма;
г) протестантской теологии.
27. Так Гоббс называет «склонность людей вредить себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное, из тщеславного самолюбия, права всех на все»:
а) социальный упадок;
*б) естественное состояние;
в) природное заблуждение;
г) психическое отклонение.
28. По Гоббсу, государство — это «великий Левиафан», началом рождения которого можно считать момент, когда:
а) великий вождь захватывает власть в племени и силой покоряет остальных;
б) старейшины убеждают соплеменников покориться власти одного человека или группы людей;
в) жрецы обманом устанавливают власть богатых и знатных;
*г) каждый человек добровольно отрекается от права владеть самим собой.
29. Гоббс является последовательным сторонником той государственной власти, которую мы можем назвать сегодня:
*а) монархической;
б) демократической;
в) аристократической;
г) олигархической.
30. По мнению Дж. Локка, свобода человека:
а) абсолютна и никем не контролируема;
б) относительна, зависит от конкретных условий жизни человека;
*в) ограничена свободой других людей;
г) ограничена силой государства.;
31. Впервые в философии политики Дж. Локк в своей работе «Два трактата об управлении государством» предлагает идею:
а) демократического централизма;
б) просвещенной монархии;
*в) разделения властей;
г) общественного договора.
32. В основе философской системы Спинозы лежит учение о:
а) методе;
б) акциденции;
*в) субстанции;
г) боге.
33. В философии Джорджа Беркли «быть» означает:
а) существовать независимо от нашего сознания;
б) определяться совокупностью свойств в пределах субстанции;
*в) быть воспринимаемым ощущениями;
г) существовать в человеческом представлении.
34. Беркли отрицал существование:
*а) материи;
б) Бога;
в) ощущений;
г) сознания.
35. «Позитивные» законы Монтескье разделял на три основных типа, к которым не относятся:
*а) естественные;
б) международные;
в) политические;
г) гражданские.
36. По Монтескье, естественным доисторическим состоянием человечества был закон:
а) войны всех против всех;
*б) мира всех со всеми;
в) общественного договора;
г) борьбы за существования.
37. Представление о «духе законов» Ш. Монтескье положило начало направлению:
а) духовного монизма;
*б) географического детерминизма;
в) европейского гуманизма;
г) социального фатализма.
38. Для Вольтера равенство людей — это, прежде всего, равенство:
а) природное;
б) имущественное;
в) политическое;
*г) сословное.
39. Для Ж. Ж. Руссо равенство людей — это равенство:
*а) природное;
б) имущественное;
в) политическое;
г) сословное.
40. Руссо считал единственно справедливым правителем общества и сувереном:
а) просвещенного монарха;
б) избранного президента;
*в) объединенный народ;
г) парламент.
41. Согласно Руссо, посредством общественного договора человек обретает:
а) собственную свободу;
б) неограниченное право;
*в) гражданское право;
г) естественное право.
Тема 4.
Немецкая классическая философия. Развитие европейской философии в XIX в.
Дата добавления: 2014-12-05; просмотров: 3840;