Принципы комплектования наборов технико-криминалистических средств
К |
омплектование (создание) наборов технико-криминалистических средств для работы в “полевых” условиях идет двумя путями: по пути создания наборов универсального типа (общего назначения) и по пути комплектования специализированных наборов.
Первыми наборами технико-криминалистических средств, которые стали поступать на вооружение следователей и оперативных работников, были наборы универсального характера типа следственного чемодана (следственного вьюка, следственного портфеля) и оперативной сумки. Содержимое этих наборов группировалось в три или четыре отдела:
¨ фотоотдел;
¨ отдел составления плана;
¨ отдел работы со следами;
¨ отдел подсобных технических средств[1].
По мере возрастания уровня технической оснащенности органов дознания и следствия расширялся ассортимент технико-криминалистических средств, входящих в соответствующие наборы общего назначения. В дополнение к ним практические работники получили фотокомплект и специальный набор химических реактивов, также предназначенных для работы на месте происшествия[2]. Все эти средства были рассчитаны на их применение непосредственно следователем или оперативным работником дознания; навыки владения ими и их использования стали включаться в качестве обязательного элемента в состав профессиональных навыков, которыми должен обладать следователь и оперативный работник. Неотъемлемой частью работы по повышению их квалификации стали занятия по применению технико-криминалистических средств и методов работы с доказательствами.
Работа по обучению следователей применению технико-криминалистических средств и методов особенно активизировалась в конце 60-х гг., когда в ряде приказов МВД и Генеральной прокуратуры было обращено внимание на необходимость широкого применения криминалистических средств в целях раскрытия и расследования преступлений. В те годы отмечалось, что “работа по обучению следователей использованию научно-технических средств не является каким-то очередным мероприятием и должна проводиться постоянно”[3].
С введением должностей прокуроров-криминалистов, для них был разработан специальный комплект технико-криминалистических средств, который “был задуман как дополняющий следственный комплект и расширяющий возможности последнего. Учитывалась также необходимость включения в него средств не только фиксирующей, но и аналитической техники”[4].
В комплект прокурора-криминалиста входят технические средства, которые разделяются на три группы. К первой относятся те, которые предназначены для работы со следами, ко второй — приборы и приспособления поискового назначения (металлоискатель, магнитный искатель, трал, щуп, токоискатель), к третьей — средства аналитической техники: лупы, ультрафиолетовый осветитель, электронно-оптический преобразователь.
Для экспертов оперативно-технической службы органов внутренних дел были разработаны специальные комплекты, размещенные в так называемых экспертных и фоточемоданах.
Все эти наборы технико-криминалистических средств предназначались для транспортировки к месту их применения транспортными средствами общего назначения. Однако эффективное применение этих средств на месте происшествия требовало некоторых дополнительных устройств и приспособлений, например осветительной аппаратуры, которые в комплекты не включались и которые нередко не удавалось изыскать на месте происшествия. Их доставка и применение потребовали некоторых конструктивных переделок обычных транспортных средств, снабжения последних достаточно мощными источниками питания. На первых порах эта задача решалась приспособлением транспортных средств, имеющихся в распоряжении органов прокуратуры, оперативно-технической или дежурной службы органов внутренних дел. В ряде мест такое положение сохраняется и поныне.
Однако расширение технического арсенала дознания и следствия, появление таких технических средств, применение которых в “полевых” условиях выходит за рамки осмотра места происшествия, например, при производстве следственного эксперимента, обыска, проверки и уточнения показаний на месте и т. д., потребовали принципиально иного решения вопроса. В конце 60-х годов Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности Прокуратуры СССР и ОТУ МВД СССР разработали образец выездной криминалистической лаборатории на шасси автомашины УАЗ-452а. Подобные лаборатории, например, на шасси микроавтобуса РАФ-2203, используются на практике до настоящего времени.
Лаборатория состоит из основного помещения (салона) и фотоотсека. Салон используется для перевозки людей, работающих в лаборатории, выполнения процессуальных и технических действий. Технические средства лаборатории могут быть разделены на семь отделов:
¨ электротехническое оборудование;
¨ средства связи и сигнализации;
¨ средства для обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования доказательств;
¨ фотоотдел;
¨ противопожарные средства и инструменты;
¨ вспомогательные технические средства;
¨ спецодежда и санитарные средства[5].
Отечественная и мировая практика показывает, что существуют три принципа комплектования наборов технико-криминалистических средств “полевой криминалистики”.
Первый — принцип универсализма. В соответствии с этим принципом комплектуются следственный набор, набор прокурора-криминалиста, экспертный набор общего назначения, размещенный в экспертном чемодане. Этот принцип предполагает, в сущности, количественные отличия между различными наборами, зависящие от функциональных обязанностей субъекта — адресата набора.
Второй принцип — принцип специализации. По этому принципу комплектуются экспертные наборы для работы с различными видами следов и иных вещественных доказательств (например, так называемый биологический чемодан), наборы работников службы БЭП, ГАИ и др. В некоторых странах по этому принципу комплектуются наборы для осмотра мест происшествий в зависимости от категории преступлений.
Наборы, комплектуемые как по принципу универсализма, так и по принципу специализации, по своим параметрам рассчитаны на мускульную силу человека, это в сущности, “носимые” наборы, для транспортировки которых могут быть использованы любые средства передвижения. Естественно, что это ограничивает как размеры и вес, так и ассортимент наборов и предъявляет определенные требования к форме их оболочки. Не случайно в качестве последней используются чемодан, сумка, портфель.
Третий принцип — смешанный. Условно его можно было бы назвать “лабораторно-полевым”. Составляемые по этому принципу комплексы технико-криминалистических средств могут быть трех видов:
¨ а) состоящие из наборов универсального типа и дополнительного лабораторного и вспомогательного технического оборудования;
¨ б) состоящие из наборов специализированного типа и дополнительного лабораторного и вспомогательного технического оборудования или только технического оборудования.
Как тот, так и другой вид предполагает наличие автомобиля либо общего назначения, используемого только для транспортировки комплекса к месту его использования, либо специализированного, который сам уже является элементом этого комплекса, подобно описанной передвижной криминалистической лаборатории. Здесь возможны и варианты типа “оперативного вагона”, существующего в ФРГ, когда весь комплекс технических средств размещается в прицепе вагонного типа, транспортируемого к месту происшествия легковым автомобилем.
¨ в) наборы со сменным содержимым.
“Сущность этой идеи, — пишет Н. А. Селиванов, — заключается в следующем. При органе, ведущем расследование, имеется значительный по объему комплекс научно-технических средств, заранее не разложенных по наборам. Нужный набор формируется непосредственно перед выполнением следственного действия, в зависимости от характера последнего. Такая система использования техники обеспечивает возможность широкого выбора приборов и инструментов при сохранении относительной портативности выездного набора”[6].
Решение вопроса о том, какому принципу комплектования следует отдать предпочтение, лежит уже не в технической, а в организационной плоскости, и на нем мы остановимся далее.
Дата добавления: 2014-12-05; просмотров: 1033;