Основные исторические этапы развития психологической науки до XX века

Первые представления о психике были связаны с анимиз­мом (от лат. анима — дух, душа) — древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как не зависимая от тела сущность, управ­ляющая всеми живыми и неживыми предметами.

Согласно древнегреческому философу Платону (427—347 гг. до н.э.), душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, му­жество (в современном понимании — воля) и вожделения (мо­тивация). Разум размещается в голове, мужество — в груди, вожделение — в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека.

Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллек­туальной активности является нус1 (разум), привносимый из­вне в виде божественного разума.

Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа явля­ется божественным, сверхъествественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь : внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиоз­ном (мистическом) опыте.

С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить ду­шевный мир человека преимущественно с общефилософских, 1 умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596—1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это про­тиворечивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа 'организма на внешнее физическое раздражение.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Спи­ноза (1632—1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными j причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возмож­ность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в 1геометрии.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646—1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непре­рывно идет скрытая работа психических сил — бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознатель­ные желания и страсти.

Термин эмпирическая психология введен немецким фило­софом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их клас­сификации и установлении проверяемой на опыте закономер­ной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632— 1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способ­ную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на ко­торой ничего не написано. Под воздействием чувственных впе­чатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т. е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации — связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Выделение психологии в самостоятельную науку произош­ло в 60-х гг. XIX в. Оно было связано с созданием специаль­ных научно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий И институтов, кафедр в высших учебных заведе­ниях, а также с внедрением эксперимента для изучения психи­ческих явлений. Первым вариантом экспериментальной пси­хологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832—1920), создателя первой в мире психологической лабо­ратории. В области сознания, полагал он, действует особая пси­хическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

Основоположником отечественной научной психологии счи­тается И. М. Сеченов (1829—1905). В его книге «Рефлексы го­ловного мозга» (1863) основные психологические процессы по­лучают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и У рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, про­должаются центральной нервной деятельностью и заканчива­ются ответной деятельностью — движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при | этом была недооценена специфика психической реальности в I сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль куль­турно-исторических факторов в становлении и развитии психи­ки человека.

Важное место в истории отечественной психологии принад­лежит Г. И. Челпанову (1862—1936). Его главная заслуга со­стоит в создании в России психологического института (1912). Экспериментальное направление в психологии с использова­нием объективных методов исследования развивал В. М. Бех­терев (1857—1927). Усилия И. П. Павлова (1849—1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в дея­тельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

 

вопрос 99








Дата добавления: 2014-12-05; просмотров: 810;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.