Творческий клуб.
Главная задача - сугубо внутренняя, направленная на удовлетворение потребности члена группы в творчестве. Если в функционерской группе соотношение времени и усилий, потраченных на создание творческой программы (например, спектакля театра песни) и выступления с этой программой на публике перевешивает в сторону реализации готовой продукции, то в творческой группе
- в сторону ее создания, этапа подготовки. Такая группа может делать композицию полгода, затем показать ее один раз, удовлетвориться результатом и начать готовить следующую.
В составе группы - генераторы идей, талантливые поэты, композиторы, ученые, конструкторы и т.д. Материальная база практически не нужна (кроме групп экспериментального характера в области науки, техники и некоторых других). Система отношений ближе к демократической. Теплый внутренний микроклимат, способствующий раскрепощению сознания. Информационный обмен зависит от спектра и уровня конкретных задач. Основные формы работы - индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой и межмикрогрупповой обмен результатами такого рода деятельности. Вспомогательные - "функционерские" (концерты клубных авторов, участие в выставках), но в масштабах неизмеримо меньших, в основном, для очистки совести (чтоб добро не пропадало) и получения возможностей для самооценки. Ценится талант. Критерий успеха - хороший отзыв авторитетного ценителя.
6. "Воспитательный" коллектив.
Это единственный тип группы, "обманывающий" сам себя. Члены ее чаще всего объявляют главными любые мыслимые задачи, кроме истинной (функционерские, творческие, общенченские), и следуют им во всех случаях, когда ситуация не предполагает выбора морального свойства. В этом же случае объявленная (творческая и т.п.) цель, отодвигается на второй план, причем происходит это автоматически, вследствие реализации нравственных установок участников события (как в ситуации с гонщиком, который поделился запасным колесом).
Откуда же берутся "воспитательные" группы, казалось бы, никчемные уже потому, что все насущные задачи вроде бы "перекрыты" параметрами иных типов объединений?
Дело в том, что существует немало людей, для которых нравственная характеристика окружения более значима, нежели многие другие моменты. Для них бывает не так важно, чем заниматься, нежели с кем "в одной упряжке". И если такая группа возникает, она сравнительно легко способна пережить даже вынужденную необходимость смены рода деятельности (и при этом не распасться), но очень бдительно следит за нравственным качеством своего состава. Реализуя при этом соответствующие критерии членства (как правило, не объявленные (объявляются обычно совсем иные, из области деятельности, то есть, самообмана), а принимаемые молчаливо как разумеющиеся, "зашитые" в менталитет каждого члена сообщества), группа то и дело ставит того или иного из них перед выбором либо соответствия его суждений и поступков неким моральным нормам, либо ухода из группы. По существу, она реализует воспитательную задачу как главную, неважно, насколько при этом осуществляется именно воспитание или перевоспитание личности. Если для индивидов, не достигших среднего школьного возраста, можно еще говорить об эффективности воспитательной функции группы, то среди более старших ее участников происходит, в основном, селекция, хотя и о некотором воспитательном эффекте говорить можно (просто он настолько незначителен, что не нужно). В этом плане много от нее получить может только "готовенький", то есть, пришедший, уже имея сходные нравственные установки. О конформистах разговор вообще особый.
Так вот, в силу всего сказанного становится ясно, что на самом деле главная задача такой группы - глубоко внутренняя, личностная. Но так как она в реальной, "вещной" деятельности в явном виде не просматривается (точнее, заметна, а уж тем более понятна, прежде всего, исследователю-социопсихологу), а также поскольку для реализации ее и педагогически, и психологически, и философски насущно необходимы дела, имеющие внешнюю направленность, можно (отдавая себе во всем отчет) условно считать такие группы внешненаправленными. (Точнее, отсутствие в деятельности такой группы внешней направленности заставляет усомниться в принадлежности ее к данному типу.)
Есть и некоторый прямой резон так считать: дело в том, что такие группы довольно заметно "искривляют пространство" вокруг себя, влияя на атмосферу в своем общественном окружении (скажем, в масштабах микрорайона и даже небольшого города). Если группа имеет социально-позитивный характер, можно смело говорить, что она попутно работает и на общество.
Возвращаясь к теме самообмана, нужно сказать, что у "воспитательной" группы, как правило, есть еще и такие основания для него: не всегда имея в своем составе "звезд" в области творчества или ремесла, тем более, что "звездизм" в ней не поощряется, за счет сплоченности и чувства ответственности членов группы друг перед другом она достигает порой весьма высоких результатов в сфере объявленных задач. И все же главное в такой группе - ее "дух".
Остается назвать главные критерии членства - порядочность, искренность, бескорыстие, ответственность. Типичные формы работы имеют отчетливо выраженный коллективный характер
- трудовые десанты, мозговой штурм, туристские походы, откровенный разговор и т.п. Сама работа - систематическая и интенсивная, обязательная для всех членов клуба, иначе невозможно формирование коллектива. Ценятся порядочность, надежность, искренность. Остальные характеристики и параметры могут сильно варьироваться вследствие одной важной особенности "воспитательного" коллектива.
Вообще говоря, коллектив "по Уманскому" является частным случаем "воспитательной" группы , где вообще-то могут ставиться и антисоциальные задачи, а моральные качества имеют отрицательные свойства (жестокость, эгоизм и пр.) В этом случае речь идет не столько о клубе по интересам, сколько о преступной группе с рядом отличных от коллектива параметров и характеристик (например, авторитарная структура; да и не коллектив это, а в лучшем случае - корпорация). Но для нас такой тип группы в данный момент интереса не представляет.
Как уже говорилось, "чистых" клубов того или иного типа не так уж много. Чаще получаются гибридные образования. Учебные группы и клубы любителей в независимом состоянии встречаются крайне редко и, в основном, входят в состав других клубов в качестве автономных групп.
Если говорить о сочетаниях максимально непротиворечивых, то наиболее распространенными являются следующие:
- творческо-функционерские;
- творческо-общенченские;
- общенченско-любительские.
В первых, как правило, состоят авторы и исполнители произведений, причем некоторые члены группы сочетают в себе и те, и другие свойства. В клуб может входить и небольшая группа менеджеров, техперсонала и т.п. Второй тип гибрида объединяет, соответственно, таланты и поклонников. Третий выглядит, в целом, как клуб общения, который, с одной стороны, время от времени организует мероприятия по смежной или вообще сторонней тематике (КСП, устраивающей встречи с поэтами, режиссерами, художниками), а с другой стороны, имеет в своем составе эрудитов в области основного интереса, которые и определяют тематику большинства мероприятий.
Знание особенностей различных типов групп позволяет прогнозировать реакцию группы на те или иные события. Но сначала необходимо узнать, к какому типу принадлежит или тяготеет данная группа. Сделать это можно различными способами:
- опросом, в ходе которого каждый член клуба отвечает на заданные вопросы, заставляющие сделать ценностно-значимые выборы;
- деловой игрой, в ходе которой приходится решать вводные задачи, содержащие такие выборы;
- наблюдением за текущей жизнью клуба, изучением его истории, анализом форм работы, в ходе которого исследователь отмечает, в пользу какой задачи делался тот или иной выбор;
- созданием социально-психологического портрета группы, позволяющего увидеть, какие человеческие качества наиболее ценимы в данном клубе.
Надо сказать, что единичная, даже самая корректная и добросовестная попытка определить тип группы не означает, что нарисованный в результате ее ярлык можно повесить на группу раз и навсегда. Дело в том, что в процессе ее существования, по мере ее развития, вследствие появления в ней тех или иных активно действующих лиц, социального прогрессирования всего состава или, наоборот, старческой (группы, а не ее членов) деградации, да мало ли, по каким еще причинам, она может изменяться до неузнаваемости. При этом варьироваться будут и ее текущие параметры, даже такие "фундаментальные", как ценностно-ориентационный тип и сфера интересов, не говоря уже о величине Ext-параметра, системе управления, официальном статусе и др. [19].
Подведем некоторые итоги.
1. В сфере любого интереса возможно образование групп, клубов различных социально-психологических типов ("пород", "сортов"), отличающихся системами нравственных ценностей, ЦЛО, главными задачами, критериями оценок, формами деятельности, другими характеристиками и параметрами. Тип клуба определяется не декларациями, а реальными делами его членов.
2. Существование каждого типа объективно необходимо, поскольку наиболее полно удовлетворяет запросам людей того или иного склада. Ни один из этих типов не "выше" и не "ниже" другого. В каждом из них превалируют свои, специфические формы работы, царит свой дух. Именно потому необходимо наличие в одном населенном пункте нескольких разнотипных клубов, даже в сфере одного интереса.
3. Среди реально существующих клубов большинство является гибридными, чаще всего сочетающими разные типы некорректным образом и потому чреватыми внутренними нравственными и деловыми конфликтами, способными привести клуб к расколу. Наиболее эффективны, долговечны, психологически комфортны "чистые" образования.
4. Формирование нового клуба необходимо начинать с создания группы единомышленников; прием в члены клуба проводить индивидуально, будучи уверенным, что кандидат является человеком той же ценностной ориентации, что и клуб в целом (поначалу - группа организаторов).
При расколе клуба следует также учитывать ориентацию каждого его члена и новые группы делать максимально непротиворечивыми внутренне.
5. Объединения клубов в федерации проще проводить в рамках одного типа, так как эти клубы имеют сходные системы ценностей и "говорят на одном языке". (Попытка создания "Союза КСП" потому и провалилась, что договоренности между клубами лежали в конкретных ценностных системах, исповедуемых на деле далеко не всеми. Так, клубы федерации договорились о "потолке" авторских гонораров, дабы не поощрять рвачество. На практике же лишь меньшинство клубов соблюло эту договоренность; остальные уступили требованиям приглашенных с концертами авторов ради выполнения своих производственных и др. задач.)
6. Кооперация возможна между клубами и федерациями различных типов, так как каждый из них в чем-то сильнее, а в чем-то слабее другого. Непременные условия кооперации - взаимное уважение, партнерское равноправие, безотказность и обязательность. (Примером может служить кооперация нижегородских или краснодарских КСП, где у одного клуба - мощные творческие силы, у другого - развитая материальная база и т.п.). На эту тему более обстоятельный разговор пойдет в гл. VIII.
7. В жизни на каждом шагу встречаются выборные ситуации. Очень важно уметь распознавать их как таковые и принимать решения, соответствующие избранным целям.
Учет факторов "клубной генетики" и вышеприведенных рекомендаций должен, по идее, помогать более успешно создавать клубы и объединения, строить их работу, понимать и прогнозировать события. Некоторые говорят, что помогает. Остальные, скорее всего, просто их не учитывают, что бы об этом ни говорили.
На сем месте раньше глава, как ей и положено, заканчивалась, но на этот раз у авторов возник соблазн сделать некое дополнение, специально для самых "крутых" практиков.
Выше говорилось о достаточно широких рамках современной (на каждый конкретный момент) общественной морали. Известны такие тексты, декларирующие суть ее норм, как Десять заповедей, Моральный кодекс строителя и другие. Но, как было сказано, внутри них (а скорее всего, в тех пределах, в которых реальное общество может попустительствовать разного рода суждениям и поступкам, а также в приграничных, но уже "с той стороны", областях) не менее реально бытуют, практикуются взгляды, лежащие в основе идеологий групп всех вышеупомянутых типов. А возможно, и других, если они есть.
Жизненная практика порой заставляет создателей того или иного сообщества формулировать конкретные положения внутригрупповой идеологии с целью наиболее корректного формирования его состава. (Этой темой занимается целая наука, изучающая теорию ценностей, - аксиология.) Так вот, на основе своих ценностных воззрений группа творит аксиоматику, которая может принимать форму документа.
Подобный документ был составлен в свое время в упоминавшемся в предыдущей главе клубе "Восход". Интересен он тем, что, при всей кажущейся своей фрагментарности, он неплохо справился с возложенной н него задачей по подбору и философско-психолого-педагогической подготовке кадров комиссаров (вожатых, если угодно) летнего детского трудового лагеря с "воспитательным" типом ценностной системы. Авторы не ставили перед собой цели излагать все свои этические воззрения подробно, но обозначили наиболее важные болевые точки идеологий педагогических коллективов - точки, в которых кристаллизуются зерна будущих губительных конфликтов.
Желающим покомиссарить в лагере (взрослым, разумеется) было сказано, по сути, следующее:
- мы не можем позволить себе во время лагерной смены тратить время и силы на споры ради истины в областях педагогики и этики, так как при этом мы зацикливаем дефицитную душевную энергию в своем кругу, обделяя ею детей;
- в качестве хозяев лагерной площадки мы объявляем свои взгляды, ценности, методы, предлагая или разделить их искренне, или "поиграть" в них во время смены, но не реализовывать ничего, им противоречащего; в противном случае просим не приезжать в лагерь вовсе - для споров отводятся специальные сессии либо до, либо после смены.
Что и было сделано. И тот, и все последующие лагерные сборы прошли успешно, не без помощи этого документа, который был впоследствии позаимствован как образец такого рода творчества и другими объединениями. Поэтому приводим его целиком, правда, в слегка облагороженном по части стилистики виде.
"1. Нравственность не формулируется исчерпывающе. В значительной мере наши представления о ней интуитивны - это и есть совесть. Аксиоматика описывает лишь некоторые своеобразные моменты наших представлений в этой области.
2. Мы не можем быть уверены, что являемся носителями Истины; в частности, свою трактовку морали не считаем единственно правильной и приемлемой для всех. В силу этого мы искренне уважаем людей, живущих по иным принципам, и мирно сосуществуем с ними.
Следствие 1: то, что человек руководствуется отличными от наших нравственными нормами, само по себе не является основанием считать его плохим человеком. Для того, чтобы оценивать его самого или его действия как безнравственные, необходимы фактические доказательства. Домыслы, интуиция в данном случае неприемлемы.
Следствие 2: безнравственность всегда вредна, но вред не всегда безнравственен. Хорошим человеком может быть и тот, кто пишет плохие стихи и рубит зеленые деревья.
Следствие 3: мирное сосуществование с окружающими предполагает принципиальный отказ от применения насилия, кроме случаев защиты от чужой агрессии на своей территории.
3. Мы не считаем авторитет силой, а попытку убедить - совершением насилия.
Следствие: это дает нам основания считать, что наша деятельность, основанная на ненасильственных методах, не является безнравственной, а тем более - преступной, поэтому нет никаких причин, чтобы не заниматься ею.
4.Для нас нравственность является главным свойством человека. Все остальные достоинства (талант, обаяние, интеллект, физические данные и пр.) принимаются в расчет лишь при этом условии.
5. Необходимые условия нравственности, критерии нашего понимания ее:
- порядочность как антитеза подлости;
- искренность как антитеза лжи и лицемерию;
- бескорыстие как антитеза стяжательству;
- ответственность как антитеза равнодушию и необязательности.
Следствие 1: противоречие между обязательностью и великодушием решается в пользу обязательности.
Следствие 2: противоречие между искренностью и тактичностью в нашем кругу решается в пользу искренности.
6. Недостатки, присущие большинству окружающих нас людей, пока неизбежны, потому понятны и простительны; пренебрежение ими большинством членов общества расценивается как гордыня и отнюдь не поощряется. Избавление от них - будущий результат длительного, в том числе и нашего, труда.
Следствие: поскольку "сверхнормативное" добро (равно как и "сверхплановое" зло) вызывает в обществе раздражение и противодействие, не следует безоглядно выставлять свои добродетели напоказ.
7. Граничные условия действия данной аксиоматики: принципами ее, а также многими другими, необходимо пренебречь, если в конкретной ситуации следование им создает непосредственную угрозу жизни конкретного человека или способно нанести серьезный ущерб его здоровью."
Можно долго и весело придираться к восходовской бумажке, но пусть этим занимаются теоретики. Мы же, практики, имеем возможность использовать ее в своих практических целях - в случае нужды взять за основу и, сохранив или изменив на противоположные ее положения, получить ценный для работы документ.
Понятно, что не все так, как ребята из "Восхода", комплексуют по поводу истины; у каждой группы свои представления о "своих" людях и своя мера терпимости к "чужим", свои представления о сосуществовании с реальным обществом и отдельными его частями; заметно разнятся критерии оценок, их градация, да и многое другое.
Но, не определившись в пространстве этих и других важнейших понятий, невозможно создать группу, предназначенную для интенсивного выполнения большого объема сложной, трудной работы в условиях, близких к экстремальным. Группе, рожденной для вальяжного времяпрепровождения без каких-либо планов и обязательств, наоборот, ничего этого не нужно. Значительная же часть случаев, как водится, лежит посредине.
На этом мы и закончим главу.
VI. О "КЛУБНОЙ ГЕРОНТОЛОГИИ"
Позволь, дорогой практик, эту главу начать с трюизма: человеку свойственно развиваться, изменяться. Вот.
Так же и группа как средоточие межличностных отношений в процессе своего существования претерпевает значительные изменения, минуя различные стадии от рождения до смерти (последнюю, впрочем, миновать уже бывает некому). Сроки жизни ее бывают различны; она может проходить не все стадии развития: некоторые группы распадаются, так и не достигнув расцвета; нередко возникают и вовсе мертворожденные клубы. Но те или иные этапы существования группа проходит обязательно. Каковы же основные фазы этого цикла и чем они характерны?
Замысел - дородовая, пренатальная стадия, когда будущий клуб существует в воображении - не важно, одного ли родителя, или целой толпы таковых, но - в воображении. Эта стадия может представлять интерес лишь в том отношении, насколько отцы-основатели (любого пола) хорошо представили себе, чего бы им хотелось, и обдумали планы и методы первых телодвижений. Ибо, как мы убедились, читая предыдущую главу, нет лучшего способа угробить будущий клуб, как тиснуть объявление в газете о его создании.
Рождением клуба можно считать момент, когда хотя бы два первых его члена приступили к реализации первого намеченного дела.
Становление характеризуется ростом численности группы, формированием ядра, актива, ауры; поиском режима и форм работы, получением первых результатов. Рождается структура, возникают традиции, налаживаются внешние связи. Как правило, это самый длительный и плодотворный, в плане развития личности члена группы, период ее жизни. Для Int-групп в этом этапе заключено основное содержание их деятельности: дети обучаются ремеслу, душевнобольные проходят курс лечения психотерапией.
Авторитет лидера на этой стадии постоянно растет, и даже если в группе практикуются демократические процедуры, принимаются, за редчайшим исключением, те решения, которые предлагает лидер.
Расцвет - период наивысшей эффективности реализации задачи, главной для данного социопсихологического типа клуба, а также наиболее благоприятного внутреннего климата - того, что, собственно, делает клуб таковым.
Старение, увядание сопровождается ухудшением целого ряда характеристик и параметров группы, вплоть до утраты тех или иных функций. Внешние формы при этом могут оставаться практически неизменными (те же люди, атрибуты, традиции, некоторые формы и методы работы, то же помещение и т.д.). Характерна для этого периода и подмена одних задач другими, иногда прямо противоположными объявленным.
Смерть группы означает утрату большинства функций, почти нулевую эффективность работы в области главной задачи, невысокий средний уровень взаимоотношений (для оценки можно использовать хотя бы такую грубую шкалу как:
- дружба;
- симпатия;
- доброжелательность;
- терпимость;
- неприязнь).
Что означает "средний" уровень? В идеальном коллективе устанавливаются дружеские отношения каждого члена с каждым, т.е. этот уровень весьма высок. В формальной группе возможна взаимная неприязнь между всеми ее членами. В реальной неформальной группе средний уровень зависит от процентного содержания отношений того или иного ранга, уровня благополучия взаимоотношений (гл.X).
Существование умершей группы возможно, в основном, благодаря инерции, отсутствию рядом более живых и привлекательных клубов, и даже в случае их наличия - уклонению ее членов от активной деятельности вследствие накопившейся усталости.
Иногда приходится слышать о том, что клуб такой-то отметил свое 25-летие. Оценка состояния его "здоровья" показывает, что он жив и вполне дееспособен. В чем же дело, не противоречит ли это утверждению о том, что никакой клуб не вечен?
Мы уже договорились, что будем считать клубом конкретную группу людей. В этом смысле известное заявление "Государство - это я!" имеет вполне здравый аналог: "Клуб - это мы!"
Можно проделать простой мысленный эксперимент, подтверждающий это положение, тем более, что в реальной жизни подобные случаи нередки.
Некто из другого города, находясь в данном клубе во время своего отпуска получил высокий титул "Почетный Друг" и приглашение приехать через год. Приехав, он обнаруживает, что вследствие разных внутриклубных пертурбаций от старого состава осталось два человека, но появилось восемнадцать новых новых. Год назад ему было обещано участие в морском походе под парусами. В планах нового состава такое мероприятие не значится, вместо него - мотопробег. Что ответит новая группа на реплику "Почетного Друга" вроде: "Вы - ваш клуб - мне обещали"? Скорее всего - "Мы вам ничего не обещали; обратитесь к тем, кто был до нас". Это "мы" фактически равноценно понятию "наш клуб" со всеми его (этого клуба) связями и обязательствами. В то же время помещение, оборудование, название, возможно, даже руководитель - остались прежними. И даже если руководитель попытается исправить положение, ситуация, по существу, не изменится - происшедшее останется конфузом, если считать новый клуб старым, или вообще изначально не будет восприниматься таковым, если участники драмы разделяют мнение, что новые люди - это новая группа. И даже не правопреемница старой.
Таким образом, следует различать понятия "клуб есть вы-
веска" и "клуб есть группа". Вывеска может существовать сколь угодно долго, группа же, как показывает практика, живет в среднем 3,5 года (если именно живет, а не существует). Есть клубы-долгожители, активный период которых длится и 5, и 7 лет, но таких очень мало, так как долголетие присуще лишь немногим социально-психологическим типам групп (прежде всего - "воспитательному" коллективу), да и то лишь в случае соблюдения известных мер по продлению срока жизни группы (кстати, многие из них неприемлемы для большинства клубов). Меры эти будут упомянуты ниже. Здесь же мы упомянем о том, что возможны и несколько иные сценарии развития жизни клуба "бальзаковского" возраста. Более подробно мы их рассмотрим в следующей главе, когда освоим "опорный материал"; сейчас лишь обозначим этапы этого большого (не столько по времени, сколько по значимости) пути:
расцвет - бунт - смерть (это один вариант);
расцвет - бунт - регенерация - увядание - смерть (другой).
Чему быть, того не миновать, о чем и речь. А теперь продолжим.
Время от времени делались попытки сопоставить модель группы то с моделью живого организма, то с моделью машины (изготовление - отладка - работа - усталость материала - неполадки - поломка - сдача пионерами на металлолом). Поиск наиболее близкого аналога важен хотя бы потому, что обе системы (организм, машина) изучены достаточно неплохо и позволили бы точнее диагностировать состояние конкретной группы и прогнозировать ее развитие.
По-человечески это вполне оправданно, так как позволяет определить момент, когда дальнейшее существование группы становится нецелесообразным (она ничего больше ценного не создает, пребывание в ней превращается в пустую трату времени).
Кроме того, умение поддерживать жизненные силы организма (работоспособность машины) позволяет продлевать активный период существования системы.
Споры на тему "Организм - Группа - Машина" реализовались в виде таблицы 2, (см. стр.59), из которой видно, что клуб по своим характерным особенностям ближе к первому из них.
Какие же условия необходимы для обеспечения здоровья группы в плане социально-психологическом? Этому животрепещущему вопросу всецело посвящена таблица 3.
Таблица 3
Условие | Что оно дает | Метод его создания |
1. Наличие целей и задач деятельности группы. | Определяет самый смысл ее существования [2]. | Выбор целей и задач лидером до создания группы. |
2. Ценностное и общепсихологическое единство членов группы. | Повышает ее эффективность за счет снижения числа конфликтоа [39]. | Корректность, адекватность в решении проблемы "кадров". |
3. Наличие текущих рабочих трудностей. | Способствует "естественному" отбору, взаимной "притирке" и, как следствие, формированию коллектива [2]. | Выбор задач, в ходе решения которых могут возникать различные препятствия, трудоемких работ; нетерпимость к потребиьельству внутри группы. |
4. Наличие внешнего фронта борьбы (например, с бюрократической системой, обывательским окружением),в ходе которой приходится жертвовать личными благами ради идеи. | Способствует сохранению чистоты рядов членов группы [6]. | Выбор соответствующих целей и методов работы. |
5. Постоянное обновление идей, форм, методов работы, состава; смена лидеров, ролей функционеров. | Снижает физиологическую и психологическую усталость, отодвигает начало старения. | Поиск новых идей, методов, форм; широкое общение с другими клубами; наращивание актива; введение сменяемости лидеров, регулярного глобального коллективного анализа |
Таблица 2
Предмет сравнения | Машина | Организм (человеческий) | Группа |
Срок работоспособности | Многие десятки лет. На практике срок применения ограничен моральным старением. | Десятки лет. | Единицы лет. |
Становление | Приработка деталей, отладка - процессы весьма кратковременные, по сравнению с общим сроком эксплуатации: месяц из десятка-сотни лет, т.е. 1% и менее. | Около 20 лет из 60, т.е. 30% . | Примерно 1 год из 3, т.е. 30%. |
Затруднения в период активного существования | Высыхание смазки, износи мелкие поломки деталей, разрегулировка. Требуются остановки для профилактики, ремонта и отладки. В замене нуждаются, как правило, детали, испытывающие максимальную нагрузку. Со временем ремонты учащаются даже в активный период. | Легкие расстройства и заболевания преодолеваются в значительной степени за счет иммунитета, компенсаторных и регенеративных свойств системы. Здоровый организм не требует замены наиболее важных органов в течение всей жизни. | Трения и незначительные конфликты устраняются в процессе работы. Число их снижается по мере сплочения группы и в период расцвета минимально. |
Значение психологических факторов | Равно нулю, так как по причине отсутствия сознания или инстинктов нет и поведения как такового. Реакция же устройств автоматики - это нечто иное. | Весьма велико, поскольку при их участии формируется характер, интеллект, мировоззрение; кроме того, они влияют на выбор занятий, поступки, вкусы и т.п. | Решающее, так как существование неформальной группы обуславливается прежде всего законами психологии, в частности, социальной. |
Наблюдения за большим числом групп на протяжении ряда лет (в поле зрения попали клубы, жившие в период с середины 60-х годов до настоящего времени) позволили выявить многочисленные признаки, характерные для мертвых, старых или стареющих клубов. Можно попытаться, хотя и весьма условно, разбить их на группы, определяющие их особенности.
Дата добавления: 2014-12-05; просмотров: 1144;