IV. О ПОГОДЕ
Мотивы, обуславливающие участие человека в деятельности той или иной неформальной группы, достаточно хорошо изучены. Это:
- потребность в общении (т.н. коммуникативная) в самых широких пределах - от попытки убить время за приятным разговором до надежды обрести духовно созвучного спутника жизни или, в крайнем случае, просто надежного друга;
- желание чему-либо научиться;
- информационная потребность, в частности, в сфере основного клубного интереса (диапазон может быть самым широким - от сплетен до культурных ценностей; в этом случае пот-
ребность, видимо, должна называться как-то иначе);
- жажда реализации своих способностей, будь то организаторский талант или талант поэта, музыканта, художника, исследователя, изобретателя, педагога;
- потребность в приличествующем, на взгляд индивида, социальном статусе, которого он почему-либо лишен в иных сферах;
- стремление принести максимум пользы обществу, в частности, пытаясь воздействовать на него с преобразовательной целью.
(Мы видим, что функции клуба, связанные с удовлетворением практически всех этих, да и иных мыслимых запросов, носят компенсаторный характер; причем, вряд ли какое другое социальное изобретение человека является столь же универсальным и в то же время эффективным. Дело же, как мы понимаем, в том, что клуб рукотворен, то есть, едва ли не каждый его член может заявить: "Что хочу, то и компенсирую!")
Бросается в глаза, что все вышеупомянутые мотивы лежат в области желанного и приятного, труд по удовлетворению соответствующих потребностей отнюдь не является неподневольным, и система взаимоотношений в таких группах, в идеале, должна исключать возможность ущемления свободы личности. Короче, член клуба справедливо жаждет максимального душевного комфорта, определяемого морально-психологическим климатом группы.
К сожалению, не так много клубов могут похвастаться теплой, дружественной обстановкой. Причина тому носит объективный характер: попытка реализации сразу всех ожиданий членов клуба приводит к конфликтам. Забегая вперед, скажем, что лучше всего себя чувствуют те клубы, которые сознательно ограничили свои притязания сферой, где возможно относительно бесконфликтное претворение в жизнь желаний своих членов.
Поясним теперь, как возникают конфликты. Как правило, инициатор создания клуба действует по принципу: "Все, кто любит то же, что и я,- идите сюда!" - имея в виду предмет интереса, но никак не нравственные принципы, ценностные ориентиры, привычки и другие аналогичные источники будущих проблем. Делаются даже объявления о наборе в клуб(!) в средствах массовой информации. Так закладывается мина замедленного действия.
Наконец, в любом клубе найдется не много желающих поссориться с сотоварищем, осложнить себе жизнь в неподходящей для этого сфере. Во многих клубах не принято делать друг другу критические замечания, особенно в области морали. И уж совсем непросто найти человека, который в случае необходимости смог бы заявить другому, что тот должен покинуть данное приличное общество по той или иной причине. Во всяком случае, традиции, а также связанные с ними навыки, существовавшие, как говорят знающие люди, в дворянской среде, да и вообще среди старой интеллигенции, нами безнадежно утеряны. Хочется, чтобы каждый каждому был приятен во внешних проявлениях.
Такого рода "терпимость" детерминирует клуб как собрание случайных людей. В то же время, человек, тратящий годы своей жизни на не всегда любимую официальную работу, простаивающий месяцы в очередях, убивающий время на транспорт - вправе рассчитывать на то, что его клубный к.п.д. окажется достаточно высоким, а душевное самочувствие будет вполне удовлетворительным. От случайного же состава ожидать чего-либо хорошего довольно проблематично.
Ясно, что отбор членов клуба, отсев претендентов бывает совершенно необходим по многим обстоятельствам.
Во-первых, сфера деятельности диктует условия физиологической совместимости. Так, желательно,чтобы член клуба дельтапланеристов имел здоровый вестибулярный аппарат. Число нелетающих членов не может быть неограниченным; неприкаянность многочисленного балласта "давит на психику" активной части группы.
Во-вторых, специфические особенности многих клубов, а также неформальный характер взаимоотношений выставляют требования и в области психологической и психофизиологической совместимости.
Вот два примера.
В престижном клубе общения, скажем, любителей театра, базирующемся на маленьком уютном кафе (во время заседания на улице - толпа желающих попасть) в числе прочих членов есть один, в общем-то, неплохой человек, но некоммуникабельный (стесняется своего заикания), угрюмый на вид, и т.д. Именно в общении - главной форме деятельности клуба - толку от него мало. Многие жалеют его, даже любят, но в глубине души хотели бы, чтобы во время мероприятия на его месте оказался бы кто-нибудь более общительный, обаятельный.
Во втором случае членом клуба оказывается человек, у которого в свое время был серьезный личный конфликт с другим членом, и конфликт этот отнюдь не изжит. Группа не хочет терять ни одного из них, да и каждый из них самих не хочет уходить из клуба. Уж во всяком случае, не понимает, почему должен уйти именно он. В результате в клубе появляется резко антагонистическая пара, взаимоотношения которой сильно влияют на весь клубный микроклимат. В случае, когда оба, составляющие эту пару, по своему статусу близки к лидерскому, клубу грозит катастрофа.
Конфликт возможен и в случае больших различий в интересах, квалификации, уровне интеллекта и т.п.
Наконец, в-третьих, объективно необходимы требования по идеологической совместимости членов клуба. Иначе неизбежны конфликты в таких, например, случаях, как при появлении в клубе очень талантливого (энергичного, умного, влиятельного в официальных кругах), но непорядочного человека, так что встает вопрос, избавиться ли от него, или терпеть ради успеха дела. Кроме того, как показывает "клубная генетика", ценностные ориентации клуба (а они тесно связаны с идеологией) сильно влияют на цели, планы, формы работы клуба, так что в случае идеологической несовместимости членов группы каждому из них приходится либо тратить много времени на пережидание периода, когда она занята не тем, чего бы ему хотелось, либо занимается этим в компромиссном, полунакальном, а потому неэффективном режиме (скажем, часть людей и оборудования задействованы в реализации иных, "чужих" задач. Нисколько не лучше, когда ради сохранения консенсуса приходится делать вообще неинтересную, а то и неприятную работу.
Во всех этих случаях налицо анемичность клуба, недостаточность реализации ожиданий его членов.
Каков же выход? Он один: соблюдать условия совместимости членов группы по всем важнейшим параметрам. Да, отказывать в приеме, а иногда и исключать. Кажущаяся бесчеловечность этого принципа оборачивается великим благом для остающихся, для которых иначе жизнь в нем становится еще одним мучением, так же и, как ни странно, для того, кто продолжает пребывать в группе в статусе отверженного.
Надо сказать, что многими практиками наработаны методы "скрытого отказа" - с помощью специальной рекламы (или антирекламы), таблички на двери, обстановки внутри клуба, манеры ведения клубного общения. Если удариться в мистику, можно сказать, что сильный клуб создает вокруг себя некое "поле", препятствующее появлению в клубе психологического чужака.
У того может быть своя перспектива - альтернативные клубы с аналогичной сферой основного интереса. Практика показала, что во всех отношениях "выгоднее" дружной, сплоченной, эффективной группе вкладывать ресурсы в создание альтернативных клубов и помощь им, нежели тратить время и нервы на преодоление внутренних конфликтов.
Возникает вопрос - а хватит в среднем по величине городе людей на несколько альтернативных объединений?
Здесь целесообразно рассмотреть вопрос о численности и структуре клуба. Если мы исходим из того, что это должна быть группа (не будем пока говорить, большая или малая), нацеленная на выполнение достаточно сложных задач и имеющая развитые межличностные связи и теплый внутренний климат, следовательно:
- она должна иметь достаточно людей, чтобы выполнять свои задачи;
- она должна быть не слишком велика, чтобы не терять внутреннюю контактность, иначе она перерождается (вырождается?) в производственную единицу, наподобие фабрики или филармонии, где дело делается, а взаимоотношения - "так себе".
Итак, клуб - это сколько? Это кто, наконец? Если взять "нормальный" большой (человек 30) коллектив и посмотреть, "кто есть кто" в нем, то можно, во-первых, выделить лидера или небольшую лидерскую группу; во-вторых, группу людей, регулярно и помногу работающих в клубе и поэтому реально влияющих на его судьбу (это и есть члены клуба, наряду с лидерами); в-третьих, довольно значительное количество тех, кто что-то делает, но не столь систематически, как актив, или больше говорит, нежели делает, а зачастую и просто приходит "на все готовенькое" (аура). Поскольку таким анализом мало кто в клубах занимается, то к лику членов клуба чаще всего причисляются все мало-мальски регулярно его посещающие. Мысленно отбросив всех, чей уход не будет для клуба ощутим, чаще всего, получаем число в пределах 5 - 15 человек. Это и есть, строго говоря, клуб.
(Практики так и заявляют: 5 - 6 человек - уже клуб. Подразумевается, что они сплочены и активны.)
А максимум? Это все те же 15. Более крупная группа перестает быть по-настоящему контактной, в ней уже трудно, тесно заниматься вместе чем-нибудь одним; наконец, в ней образуются свои микрогруппы, легко обнаруживаемые в результате социометрического исследования. Они могут иметь тенденцию к внутриклубной "официализации" в виде секторов, обрастать своей материальной базой, своими формами работы, традициями; у них выкристаллизовываются свои жизненные принципы, возникают свои цели. Общение между людьми разных микрогрупп все чаще идет не напрямую каждого с каждым, а опосредованно - через функциональных представителей и даже лидеров. Клуб, состоящий из развитых микрогрупп, правильнее было бы рассматривать как объединение мелких клубов, иногда достаточно условное. Очень часто развитые микрогруппы отпочковываются, объявляют себя новыми независимыми образованиями (вот они где, корни "парада суверенитетов"!), и это действительно так. Только в контактной группе возможно психологическое единство ее членов, без которого клуб перестает быть таковым.
Практики много спорят о проблеме членства: нужен ли клубу строго очерченный круг членов, каковы должны быть ( и должны ли у них быть) права и обязанности, стоит ли собирать взносы и т.п.
В "клубной генетике" описываются характеристики различных социально-психологических типов клубов. В зависимости от типа клуба и уровня его развития, членство может быть либо абсурдным, либо необходимым.
Каковы, в общем случае, прерогативы члена клуба?
Он, как правило, имеет права:
- на получение благ, вырабатываемых клубом (например, на участие в престижном внутреннем мероприятии клуба, на пользование клубным помещением, имуществом и т.д.);
- иметь решающий голос при обсуждении проблем клуба;
- быть избранным в число его руководителей.
Он, как правило, обязан:
- вести большую и регулярную работу в клубе;
- нести ответственность перед клубом за результатом своей деятельности.
В клубах, члены которых затрачивают не очень много сил на производство внутриклубных благ, а результат легко поделить на всех желающих (например, вся работа - собраться раз в неделю, поболтать и разойтись; организовать пикник на природе; вместе сходить на спектакль), система членства, скорее всего, выглядела бы непонятной и обременительной. Стало быть, она и не нужна.
Необходима она либо в клубе, который с заметным трудом нарабатывает ограниченное количество благ (в этом случае она спасает его от потребительства); либо в клубе элитном, например, ставящем перед собой серьезные профессиональные задачи (туристская группа высокого класса, полупрофессиональная театральная студия - в этом случае она способствует функциональному отбору членов и, в конечном счете, успеху дела); либо в клубе, ставящем перед собой задачи нравственного свойства (при этом она охраняет чистоту его рядов).
В каждом случае вырабатываются свои критерии членства
(общительность, обязательность, талант, моральность, осведомленность и др.).
Строгое членство обладает сильным дисциплинирующим
действием, но возможно оно только в авторитетном, эффективном, внутренне привлекательном клубе (иначе у члена клуба не будет стимула "блюсти" себя в плане членских критериев).
Существует множество видов приема в члены клуба. В них варьируются проценты голосов при решении этого вопроса, сами методы решения (простое голосование вплоть до "списком", или обсуждение кандидатур - "с писком"), уровни критичности; наконец, ритуалы.
В одном из клубов ("Восход", (г.Туапсе) - группа будущих комиссаров детских трудовых коммунарских лагерей), который строился как группа единомышленников, была выработана оригинальная система приема в члены и удаления из их числа (и вообще из клубного пространства) - система небезупречная, но занятная своей оригинальностью, достаточно эффективная и потому заимствованная впоследствие некоторыми группами.
Один из членов клуба брал на себя функции диспетчера. Остальные спонтанно и конфиденциально давали ему свои предложения по поводу приема в члены того или иного человека из клубного окружения (актива). По мере поступления мнения последнего из действительных членов, включая самого диспетчера, он обращался к человеку, получившему единодушное одобрение, с предложением статуса. Церемония приема исключала при этом этом нервное обсуждение кандидатуры и моральную травму от возможного провала на выборах. Это не лишало соискателя права узнать мнение мнение членов клуба о его персоне – достаточно было задать вопрос. Но на практике такое случалось не часто.
Аналогично система срабатывала, если кто-либо из клубного окружения начинал сильно не нравиться его членам. Достаточно было диспетчеру получить два таких мнения (включая его собственное), чтобы он предложил незадачливому "абитуриенту" (или просто любопытствующему) покинуть клуб. Роль неприятная, но необходимая; на нее подбирался человек с развитым чувством такта. В целом же система способствовала сохранению клуба как группы психологически, идеологически единой.
Оригинальная система "плавающего членства" применялась в детском коммунарском клубе "Светлячок" (Туапсинский район Краснодарского края). В чем она заключалась?
Если проанализировать социальный уровень члена клуба, можно выделить некие составляющие, постоянную и переменную. Первая из них определяет приблизительный социальный статус ("звезда", "предпочитаемый", "пренебрегаемый"), вторая - конкретную сиюминутную величину, положительную или отрицательную, которая, складываясь с первой, уточняет статус на каждый момент.
Величина "постоянной" составляющей определяется авторитетом, заработанным членом клуба в течение продолжительного времени (месяцев, лет). Стабильно активный член группы знает ее людей, их характеры, их вкусы, взаимоотношения; он способен предугадывать их мнения. Он в курсе целей и задач группы, форм и методов ее работы. Он компетентен в вопросах деятельности клуба. На основании своего опыта и знаний он способен действовать самостоятельно не в ущерб клубу и может полномочно представить его во внешних сферах. Как следствие, он вполне достоин звания действительного члена клуба со всеми вытекающими.
Величина "переменной" составляющей складывается из результатов деятельности члена клуба за последний период (много или мало, хорошо или плохо поработал), его деловой, нравственный и т.д. "формы" (утратил обязательность, зато стал терпимее, тактичнее), совокупности взаимоотношений с другими членами группы (кому-то помог, кого-то избил). На основании величины "переменной" составляющей он может на очередном клубном сборе наделяться правом решающего голоса или лишаться его. Более того, клубный старожил в силу разных обстоятельств может даже подвергнуться наказанию в виде лишения права работать в течение, скажем, недели. И наоборот, активный, покладистый новичок может получить на этом сборе право решать вопросы той или иной степени важности.
Практика показала, что оперативность действия и потому осязаемость стимулов "плавающего членства" весьма способствует поддержанию высокого морального и делового уровня членов клуба.
Вопрос о необходимости устава, другой документации, а также общей официализации клуба решается аналогично вопросу о системе членства. Это как раз та проблема оптимальной формализации, которая описывалась там, где в нормальных книгах находится предисловие. Авторы же надеются, что читатель не истолкует формализацию как производное от формализма. Примат формы над содержанием деятельности группы - как правило, следствие ее старения (гл.VI).
Обилие же документации, не влияющей на неформальный характер группы, лучше обозначить словом "регламентация", которая в целом, как уже было сказано, может быть целесообразна или нет, равно как и такая ее часть как система членства.
Итак, тест на неформальность. Во-первых, степень проявления энтузиазма члена группы - то, о чем уже говорилось: отдает ли он больше, жертвует чем-то, работая на группу, - или получает?
Во-вторых, значимость межличностных отношений: человек приходит в группу ради работы (как на завод) или ради общения? Насколько второе необходимо ему в процессе первого? Что чего важнее, что чему может быть принесено в жертву?
Резюме раздела: оптимальные формализация и регламентация, численность и структура клуба, хороший внутренний климат делают его более жизнеспособным, комфортным и эффективным, что наилучшим образом отвечает его предназначению.
V. О "КЛУБНОЙ ГЕНЕТИКЕ"
Дорогой практик! Ощущаешь ли ты торжественность момента? Мы, авторы, ощущаем, и весьма: наше повествование подошло к той его части, с темы которой и начиналась, собственно, вся наша социопсихологическая возня. Видимо, по аналогии с отношением матери к самому больному чаду как самому дорогому, мы, отцы, так же неравнодушны к этой теме. Нам кажется, что она, как бы это сказать, центровая, главная, хотя это, скорее всего, и не совсем так. Во всяком случае, интересна она в другом отношении: немало известных нам людей, успешно использующих в своей практике соображения остальных глав, не сумев вникнуть в суть данной, пренебрегали знаниями в этой области, со временем нарываясь на соответствующий результат. Те же из них, кто сумел постичь премудрости этой главы, со всеми прочими сложностей не испытывали и практиковали несколько более успешно.
Вот почему мы предлагаем, пока не поздно, ощутить положенный трепет с тем, чтобы в следующую минуту, отрешившись от комплексов, начать преодоление текста о "клубной генетике".
Итак, продолжим.
Едва ли не важнейшая группа проблем неформальных объединений (и порожденных этими проблемами конфликтов) долгое время не подвергалась анализу из-за двух (по крайней мере) распространенных заблуждений:
1) человек связан с клубом прежде всего деятельностью в области клубного интереса;36-
2) каждой конкретной форме культурно-просветительской работы соответствует один доминирующий вид деятельности (кружкам технического творчества, дискотекам - преобразовательная; лекториям - познавательная; клубам любителей кино - ценностно-ориентационная; дискуссионным клубам - коммуникативная [38]).
Действительно, среди мотивов, приводящих человека в клуб, есть и тяга к объявленному клубом основному интересу, хотя нередки и причины, весьма далекие от этой. По мере врастания человека в группу приоритетными могут стать притягательность личности лидера, взаимоотношения с друзьями, возможность реализовать свои способности в сфере, вспомогательной или побочной по отношению к главному клубному интересу (например, организационной), и др. Не случайно множество участников коммунарских клубов начала 60-х годов спустя несколько лет нашли себя в КВНе, а члены КСП - в МЖК 80-х.
Не меньше возражений можно высказать и по второму пункту. Рассмотрим хотя бы такую область интересов как любовь к книге. Не секрет, что в одном и том же клубе книголюбов могут быть и истинные знатоки букинистики и полиграфии, и спекулянты, и люди, покупающие редкие книги из чисто престижных соображений, и весьма слабые знатоки и коллекционеры, не упускающие, правда, возможности поучаствовать в умном разговоре (себя ли показать, время ли убить), и альтруисты, цель которых - положить свою жизнь на благо общества, а способ все тот же: коллекционирование книг, которые будут кому-то потом подарены - городу или детдому... И хотя занимаются эти люди, как может показаться со стороны, одним общим делом, но говорят, увы, на разных языках, и вряд ли альтруист подаст руку спекулянту.
То, что дело не в интересе, подтверждается еще одним явлением. Нередко в круг дружащих собираются клубы вроде совсем несхожих профилей. Так, известна цепочка "коммунарский тимуровский клуб - содружество любителей театра - группа туристов-водников", да к тому же все из разных городов. Роднят их ориентиры в мире человеческих ценностей, жизненные цели. В то же время, известны провалы множества попыток создать синтез (под единой организационной "крышей") различных творческих объединений (на поверку выходило, что не все они, объявившие целью своей деятельности, например, творчество, реально двигались в этом направлении).
Еще более забавная группа примеров.
В конце 70-х годов КСП страны попытались создать федерацию "Союз КСП". Легализация ее в то время не удалась, но распался союз по другой причине, о которой будет сказано позже. Некоторое время существовал Всесоюзный Совет КСП при ЦК ВЛКСМ, объединявший полтора десятка региональных ассоциаций. Но "регионы" работали зачастую ниже всякой критики, а что касается ВС КСП - им было реализовано почти все, за что отвечали... официальные покровительствовавшие организации, и почти ничего из того, за что - сами клубы. Причем далеко не все неудачи удавалось объяснить неформальным статусом производителей работ.
В чем же дело?
В каждом конкретном человеке. Ведь он приходит в клуб уже вполне сложившейся (или разложившейся) личностью, и если даже никогда не задумывался о своих жизненных принципах и установках, это вовсе не значит, что у него их нет. И представление о них несложно составить по его суждениям и поступкам.
Вот тут-то и выясняется, что, если любители аквариумных рыб (старинных автомобилей, проблемного кино), выросшие в разных нравственных средах, соберутся в один клуб, это будет плохой клуб - конфликтный, неорганизованный, функционально неэффективный.
Попробуем дать несколько более развернутое объяснение. Великое множество людей искренне считает, что главное в
человеке - талант. Гению может и должно многое прощаться. И есть масса жизненных примеров, доказывающих, что это именно так. Скажем, в третьем рейхе ученые-нацисты, согласуясь со своими морально-эстетическими принципами, вывели полукровку Герца из состава группы атомщиков, работавших над бомбой. Герц, как известно, предлагал использовать термодиффузионный способ разделения изотопов, но чистые арийцы его идею проигнорировали, пошли менее продуктивным путем и остались ни с чем. Как знать, что было бы, получи Гитлер такую игрушку...
Так вот, каждый человек "знает жизнь" по-своему, и немало людей абсолютно уверены, что главное в человеке - его "место под солнцем". У сторонников этой точки зрения аргументов не меньше, чем у апологетов предыдущей.
Есть и такие, которым не важно, кто есть кто, - "был бы человек хороший", то есть порядочный и надежный. И у них свои резоны.
А есть выбирающие партнеров не по нравственному или интеллектуальному, а по профессиональному принципу - чтобы знал дело и работать любил.
В сфере общения, где от эффективности группы не зависит, "быть" ей или "не быть", критерии партнерства могут быть и другие - например, эрудиция, общительность и пр.
Конечно, процент цельных, бескомпромиссных, четко осознающих свои ценности людей, относительно невелик. Во всяком случае, в нашем обществе, всякий раз не успевающем стать гражданским и востребовать такие качества своих граждан, как способность философствовать и самоопределяться. Почти каждый из них хотел бы общаться и с умными, и с порядочными, и т.п., приятелями (в нашем случае - одноклубниками). Да и спектр житейских интересов любого нормального человека, как правило, несколько шире рамок возможностей среднестатистического клуба. Ведь хочется и "руссо-балт" свой восстановить до основанья, а затем - попутешествовать, и на выставке повыпендриваться, а там, глядишь, и "Сотбис" подоспеет - можно загнать его повыгодней, "мерседес" купить... Но кого-то больше влечет автопробег, а кого-то - рассуждения о достоинствах "испано-сюизы" за чашечкой кофе в приятном окружении. Хотя и у того, второго, руки в машинном масле бывают. Иногда. Слухи такие ходят...
Самое интересное, что все эти люди, всецело преданные автомобилю, говорят "а как же иначе?" по самым различным поводам.
Например, некто во время ралли поравнялся с машиной соперника, у которой лопнула шина. Отметил про себя этот факт как положительный и, не останавливаясь, проехал мимо. "А как же иначе? Спорт есть спорт!"
Другой в той же ситуации притормозил и отдал конкуренту свою "запаску". "А как же иначе? Человек человеку..."
Мы видим, что одна и та же ситуация может иметь различные варианты решений. Психологи говорят о ней - выборная ситуация.
Но для каждого из гонщиков субъективно она таковой не является, так как воспитан он в своей конкретной системе ценностей и к иным может быть вовсе невосприимчив.
Проанализируем данную выборную ситуацию.
Первый гонщик выбрал функциональную задачу (спортивный результат) и пренебрег нравственной (не оказал помощь). Второй
- наоборот. Можно отчетливо увидеть, какая задача для кого из них оказалась главной, а какая - второстепенной. Выполнить их параллельно было невозможно. Проследив за обоими гонщиками в течение всего соревнования и отметив поведение каждого в целом ряде выборных ситуаций, мы, скорее всего, увидим, что не всегда решения их отличались предельной принципиальностью и последовательностью. Но не менее вероятно, что некую систему в поведении каждого обнаружить удастся. Для этого исследование должно носить хоть в какой-то мере статистический характер - когда может быть рассмотрено достаточно много случаев. Вот тогда-то действительно появляются основания для выводов о главной задаче и главной системе ценностей того или иного участника гонки.
Проанализировав статистику выборов в клубе, можно выяснить и его главную задачу. У одних клубов, где собрались члены с различными ценностными установками, она может быть едва различимой; у других (групп единомышленников) - заметной невооруженным глазом. Вряд ли сильная спортивная команда или полупрофессиональная рок-группа будут держать в своем составе пусть даже очень хорошего человека, но слабого в функциональном плане. Противоположный пример: команда Тимура, явно нуждавшаяся в крепких ребятах для переноски полных ведер воды и колки дров, тем не менее, как мы помним, не торопилась с приемом в свои ряды физически незаурядного Квакина, так как главный критерий тимуровцев был явно нравственно плана. Причем положительно-нравственного. Возможно, что и Квакин набирал не только силачей. И его критерий был нравственным, но с иным знаком.
Большинство реальных клубов по интересам не ставит серьезных функциональных задач и не следит за чистотой своих рядов. Для членства в таком клубе достаточно формальной приверженности объявленному интересу. Вследствие деловой пассивности его членов (с одной стороны) и рассогласованности их систем мировоззрения (с другой), он быстро вырождается, "заболачивается" и в таком полуживом виде может существовать неограниченное время до первого катаклизма (скажем, конфликта внутреннего или с организацией-учредителем).
Нередко в клубах, в целом, слабых появляются равноправные лидеры с различными, плохо совместимыми установками, и тогда клубное общество делится на микрогруппы - каждую со своим лидером во главе и со своими (то есть, лидера) видами на эксплуатацию клубного интереса (кто ради знаний, кто ради славы, кто ради светлого будущего и т.д.). В таком клубе, как правило, начинается дележка: каждая группа претендует на клубное помещение, ресурсы, "сливки" кадров, что "иначе быть не может", так как именно ее задача самая "правильная", самая важная. А поскольку системы ценностей и, стало быть, моральные нормы этих групп (особенно в возрасте их членов старше 12) достаточно фундаментальны, трудноизменимы, азарт разразившейся войны переходит в ожесточение, характерное для крестовых походов. Таков худший (и, увы, весьма распространенный) вариант клубной жизни.
Лучшим же, видимо, остается считать тот, когда клуб создан лидером, четко знающим, чего он хочет. В такой клуб сможет войти не каждый, но определенность этого "да" или "нет" - само по себе благо, как вообще любая определенность. Тот же, кто оказался приемлемым для данного клуба, скорее всего, и сам в нем не разочаруется, так как реализует свои возможности не только в сфере желанного интереса, но и в "родном" ценностном пространстве, в теплой атмосфере сообщества, все члены которого говорят на одном языке.
Такие цельные клубы реально существуют, но даже базируясь на общем интересе, они могут быть очень не похожими друг на друга. Все дело в разных ЦЛО.
Ценностно-личностная ориентация группы есть совокупность таких качеств ее члена, которые наиболее ценимы в данном коллективе. ЦЛО является функцией общегрупповой системы ценностей и тесно связана с главной задачей клубной группы. Дадим формулировку:
Главной задачей называется та (из ряда параллельно выполняемых), которая чаще реализуется в ущерб остальным в случае, когда обстоятельства не позволяют выполнять все задачи равнозначно.
Главная задача и ЦЛО вполне характеризуют ценностный (социально-психологический) тип клуба.
Попробуем представить известные типы клубных групп в виде таблицы 1.
Таблица 1
Тип группы, клуба | Главная задача | ЦЛО | Пример |
Функционерский клуб | Создание духовных ценностей | Профессиональные качества | Полупрофесс.спорт. команда, музыкальн. ансамбль, группа организаторов дискотеки, производств. кооператив |
Учебная группа | Обучение членов группы | Способносности к обучению, прилежание | Школа гитары при КСП, секция походов выходного дня |
Клуб любителей | Удовлетворение познавательных и эстетических потребностей членов группы | Интеллект, эрудиция | Клуб знатоков чеголибо (филателии, географических ототкрытий, эсперанто, истории СССР) |
Клуб общения | Удовлетворение коммуникативных по- требностей | Общительность, обаяние | Клуб интересных встреч, не имеющий постоянной сферы интереса или не отличающийся глубиной изучения предмета |
Творческий клуб | Реализация творческих способностей членов группы | Талант | Сценарная группа самодеятельного театра, команды КВН, литобъединение при стенгазете |
Воспитательный клуб | Нравственное совершенствование членов группы | Моральные качества | Внешне проявляется в форме любой из вышеперечисленных групп, но отличается рядом важнейших соцпсих. параметров и характеристик |
Охарактеризуем эти группы подробнее.
Дата добавления: 2014-12-05; просмотров: 1004;