Слушайте сердцем, а не только умом.
Суть подлинного выслушивания не в том, что вы соглашаетесь с кем-то или предлагаете блестящие решения;
она заключается в полном постижении того, какие проблемы испытывает другой человек и в эмоциональном, и в интеллектуальном плане. Вы проживаете их вместе с ним, смотрите на них его глазами и через призму его ценностей. Вы вслушиваетесь не только в то, что сказано, но и в то, что не было произнесено, что осталось за скобками. Вы слушаете в поисках чувств, эмоций. Вы ощущаете, вы интуитивно улавливаете, вы нащупываете смысл, лежащий вне слов. Вы вслушиваетесь всеми пятью вашими чувствами. Лишь малая толика того, о чем вам сообщают, заключена в словах. Будьте восприимчивы ко всем сигналам и посылам, исходящим как от сознания, так и от подсознания. Доверьтесь своим инстинктам и тому, что вы чувствуете. Слушайте всеми пятью чувствами.
Грег Зингер управляет преуспевающей оптовой компанией по торговле продовольствием. Он рассказал мне, как однажды кто-то из числа самых крупных его клиентов заартачился по поводу увеличения цены на один из продуктов, поставляемых Гре-гом. «Я знал, что этот покупатель был под давлением необходимости срезать затраты, — поделился со мной мистер Зингер, — но как раз на том конкретном продукте наша прибыль и без того была ничтожной, и мы уже давно просрочили здесь с прибавкой цены, так что я отказался уступить хоть цент. Я не менял свою позицию и был прав, поступая таким образом. Но чего я не делал, так это не видел во всей полноте, как обстоит ситуация с его нуждами и желаниями. Я застрял на вопросе принципа. Вместо того чтобы чуть отступить и, возможно, даже немного потерять на том продукте, я не отдавал ни пяди территории, держась за свои аргументы и за логику того, почему я должен поднять цену. Мой потребитель неохотно согласился, но инстинктивно я знал, что он обиделся на это. Несколькими месяцами позже я целиком потерял данного клиента и уверен, что корни этого лежали в том самом инциденте. Теперь я всегда ставлю себя на место клиента и пристально вглядываюсь во всю ситуацию в целом, прежде чем что-нибудь говорить или делать. Я больше не хочу никогда терять еще хоть одного клиента из-за собственной близорукости».
Практикуйтесь не позволять разуму оценивать и планировать.
Следите за собой. Следите за тем, как вы отключаетесь и начинаете планировать, придумывая решения, — и всё это в то время, когда человек еще продолжает говорить. Ловите себя на этом. Осознание того, что вы так поступаете, — первый шаг к избавлению от данной привычки. Невозможно одновременно и по-настоящему выслушивать, и обдумывать, так что практикуйтесь в том, чтобы покончить с таким параллелизмом и только слушать. Будьте едины с другим человеком на все сто процентов; не думайте о решениях и ответах; они придут естественным путем. Только слушайте и внимайте всеми вашими пятью чувствами.
Когда наша чуткость глубока, а сознание остается спокойным и ясным, то у перспективного взгляда появляется глубина. При той ясности мышления, которую дает подлинное выслушивание, у нас имеется возможность видеть и слышать как всё то, что говорится фактически, так и те вещи, которые могли остаться невысказанными. Наш разум слышит и улавливает множество деталей, внимание обретает воистину проникновенный и задушевный характер, а чувства становятся по-настоящему глубокими. В моменты, подобные этому, мы чувствуем нашу тесную взаимосвязанность с собеседником и внутренне присущий нам обоим потенциал того, как мы можем помочь друг другу. Решения и озарения перестают таиться. Нам не требуется «вычислять» их;
они приходят сами по себе, и им присуще больше мудрости, чем мы когда-либо могли себе вообразить.
Нужно слышать и понимать то, о чем нам стремятся поведать другие, и быть готовым изменить манеру, в которой мы слушаем. Мы должны включить в общение с окружающими другие важные аспекты, которые ранее, возможно, игнорировали. Первый шаг к этому — понять, сколько мы теряем из-за своих старых, давно сложившихся привычек.
Позвольте рассказать вам одну историю. Она случилась с моим коллегой после того, как мы провели весьма плодотворный вечер, обсуждая основные принципы умения слушать и беседуя о том, насколько часто мы по существу не слышим того, что говорят нам окружающие. Мы наметили снова собраться на следующее утро и продолжить наш разговор. Коллега встал в 6.30 утра и завтракал, когда на кухню пришла его маленькая дочь, чтобы присоединиться к нему. Жена еще спала. Прошла пара минут, когда девочка посмотрела на него и сказала: «Папочка, я тебя люблю». Он был на мгновение ошарашен, но, справившись с эмоциями, спросил у малышки: «А почему ты вдруг сказала это?» — «Папуленька! — ответила ему дочка, — я ведь говорю это тебе каждое утро».
«Я никогда не знал этого или же никогда раньше по-настоящему не слушал, что она мне щебечет», — честно сказал он при встрече. Мы оба просто продолжали молча сидеть в моем кабинете и ошеломленно смотреть друг на друга. Сколько же времени мы в процессе общения на самом деле отсутствуем?
Дата добавления: 2014-12-05; просмотров: 754;