Неясное и расплывчатое
Я заимствую два этих понятия у Эжена Минков-ски82. Мне кажется, что они особенно подходят для обозначения той фазы процесса создания-разрушения гештальтов, которая наступает в момент появления и/ или конструирования фигуры, на выходе плодотворной пустоты, которая, согласно Перлзу, определяет нулевую степень, до и после всякого гештальта.
Minkowski E. Traite de psychopathologie. 1999, chap. III.
В терапевтическом процессе, как его описывает ге-штальт-терапевт, каждая последовательность управляется «танцем» фигур и фонов. В ходе преконтакта фигура возникает и постепенно дифференцируется на фоне. Задний план этой фигуры — или фон - питает и поддерживает фигуру, и только во взаимосвязи фигуры и фона возникает смысл. Фигура придает смысл фону, который без нее был бы путаницей или неясными ассоциациями. И точно так же фон придает смысл фигуре, ее воздвигает и поддерживает. Это отношение фигура-фон есть интенциональность, направленность, побуждение. На следующей фазе вхождения в контакт интенциональность отношения фигура-фон может выиграть в масштабе, точности, ясности и твердости по ходу развертывания контакта в активных и осмысленных формах.
Порой пациент приходит на сессию с некой готовой темой, проблемой, просьбой, эмоциональным переживанием... Это придание формы, конституиро-вание смысла произошло раньше, и фигура, которую он, таким образом, приносит с собой, в некотором смысле является почкой, которая готова раскрыться.
Однако эта фигура уже нагружена историей, представлениями, языком, готовыми мнениями. «Память индивида - это склад смыслов»83. Я далек от того, чтобы предендовать на доступ к tabula rasa попадания функции personality в оформление будущего опыта. Однако стоит ввести элемент игры в то, что может быть системой слишком хорошо смазанных зубчатых колес. Ввести неуверенность, а, может быть, даже сомнения. Это именно то, что делает гештальт-тера-певт — иногда интуитивно, — когда он не принимает фигуру (фигуру-ширму) такой, какой пациент ее с собой приносит, а раскрывает ее вместе с ним. Пос-
83 Dorra M. Heidegger, Primo Levi et le sequoia. P., 2001, p. 69.
150
Жан-Мари Робин
нить в присутствии другого 151
тупая так, он в некотором смысле возвращается к тем обстоятельствам, в которых возникла данная фигура, к выявлению материала, из которого она построена. Он прочесывает и собирает заново конститутивные элементы фона: мысли, переживания, ощущения, жесты, аналогичный язык, ассоциации, вербальные и невербальные выражения, чувства, эмоции, обрывки значения и т. д. Эта работа, направленная на фон приносимой пациентом фигуры, часто перераспределяет возбуждение и — в силу самого факта принятия в расчет настоящего момента ситуации и, в частности, присутствия другого — меняет и заново создает направленность и смысл, усложняет интенцио-нальность, увеличивая путаницу. Минковски замечательно показал, как то, что должно было бы оставаться единым, оказывается порой разделенным, и он назвал этот феномен «разъединением». Он противопоставил такое «разъединение» тому, что он назвал «связью», скрепляющей — иногда неправильно — то, что должно было бы быть разъединено. Он замечательно показал, как эти феномены действуют в ряде патологий, которые описываются как эпилепсия и шизофрения, и уточнил также, как именно в смягченных модальностях они действуют в мире форм. Фигуры, которые нам приносят пациенты, наполнены разъединениями и связями, сопряжены с историей, нарративной идентичностью, контекстом и множеством иных факторов, и именно в это самое место требуется ввести «игру» и подвижность. Конечно, новые разъединения и новые связи не замедлят установиться. Они, возможно, станут предметом новых колебаний. В активизации этих процессов состоит основополагающая часть (основания) терапевтической работы. И именно в этом случае слово «работа» приобретает весь свой смысл, который меня вполне устра-
ивает, когда я думаю, что говорят о «куске дерева, которое он обрабатывает».
«Теперь у нас снова есть реальность; она встает перед нами во всей ее первичной полноте. В этой реальности в зависимости от разных требований мы нарезаем отрезки или сектора. Именно так... мы приходим к утверждению «объекта». Мы делаем это не тем способом, что отделяем его от других объектов... а отделяя от него все, что находится вокруг него, все, что изначально его окутывает, привязывает его ко всему, т. е. мы отделяем всю живую и подвижную среду, в которую он погружен, среду, в которой, кажется, все должно смешаться, находя, однако, в то же самое время свой первоисточник, сам созданный из дыхания поэзии, которая проходит через реальность и которая составляет ее часть так же, как проза, созданный также из той сферы, где слова создают образ и живые метафоры, понятные каждому, находят свое место, так живо передают почти каждый момент этой стороны жизни»84. В этом блестящем описании Минковски не достаточно ли заменить «объект» на «фигуру», чтобы увидеть воочию процесс конструирования, над которым работают пациент и терапевт?
Но это разъединение сопряжено со связыванием: «Жизнь отнюдь не создана из объектов, которые располагаются в пространстве, и фактов, которые располагаются во времени; она создана из динамики, которая затрагивает все. У человека мы находим потребность еле-
Ос
довать этим путем, завязывать, устанавливать связь»0.
Минковски дал набросок артикуляции, существующей между смешением и механизмом связи. «В смешении вещи, которые должны существовать отдельно, посягают друг на друга, вступают друг в дру-
84 Minkowski E. Op. cit., p. 694.
85 Ibid., p. 696.
152
Жан-Мари Робин
Быть в присутствии другого
153
га, короче говоря, смешиваются»86. Переживания являются агломератами, амальгамами, смесями. Никакая фигура не может появиться с точными контурами, границами, рельефностью, яркостью, содержательностью. Гештальт-терапевт узнает в этом одну из клинических форм слияния, которая, по словам наших основателей, препятствует открытию-и-изобре-тению фигуры, выделяемой из фона. Как мы смогли показать в одной из предыдущих работ87, хотя слияние позволяет связать опыт, оно может также его отчуждать, поддерживая в пациенте ощущение тумана, из которого фигура едва ли может быть извлечена.
К другой характерной черте опыта слияния можно приблизиться посредством предложенного Мин-ковски понятия «неясного». В данном случае, также «контуры, пределы, границы подорваны, отчасти стерты, раздерганы по нитке, лишены точности, перестают быть проведенными контурами и границами, но эта дефективность происходит не из-за того, что разные объекты подменяют друг друга и спутаны; стирание относится к самому объекту»88. Речь неясна, потребность неясна, интенциональность неясна, и доколе она остается неясной, будет трудно наложить фигуру как таковую в поле опыта субъекта. Между тем фигура есть; она, если так можно выразиться, пребывает в состоянии рождения, ибо только формируется. Смешение, наверное, предшествует, ибо заражает появление. Из этого неточного появления выделяется некая форма с более дифференцированными контурами, сначала не очень ясно, и она может стать более точной, т.
86 Ibid., р. 699.
87 Robine J.-M., Lapeyronnie В. La confluence, l'experience
liee et l'experience alienee // Robine J.-M. Gestalt-Therapie, la
construction du soi. P., 1998.
88 Minkowski E. Op. cit., p. 700.
е. унифицированной. Смешение, наверное, находится в большей мере на уровне содержания ощущений, переживаний, тогда как неясное начинает ограничивать, извлекать, мыслить, собирать в одну фигуру.
Неясное и запутанное делают возможными заблуждения и ошибки. Прогрессивная дифференциация в деле обретения формы, которую при поддержке терапевта они могут вызвать, составляет главный момент предконтакта конструирования гештальта. Из первоначального смешения вычленяются начатки осознания; прочесывание позволяет собрать неясные формы, экстракты опыта, которые, будучи собраны вместе, будут образовывать фигуру все более и более точную, все более содержательную.
Смешение и неясность могут вызывать беспокойство, и это может побудить субъекта к поспешным дифференциациям, которые с обретением зафиксированной формы могут потерять подвижность. Фиксированная форма есть довод, помогающий сдержать тревожность в некоей данной ситуации. И она будет воспроизводиться, игнорируя трансформации исходной ситуации.
Появление некоей точной фигуры также также может вызвать тревожность. Слияние позволяет прервать процесс путем возвращения к смешению, неясности, недифференцированности.
Данный момент конструирования гештальта есть, таким образом, особенно заметный и потенциально плодотворный момент терапевтической встречи, так как он возвращает в работу процесс индивидуа-ции, который начинается с нуля. Мыслительная парадигма, которая существовала, вероятно, со времен Аристотеля, свела индивидуацию к индивидуальному (Гindividuation a l'individue). Это значит, что конституированный индивид структурирует реальное, а не ре-
154
Жан-Мари Робин
Быть в присутствии другого
155
альное руководит индивидуацией. Стабильное состояние, на котором зиждется понятие индивида, мыслится, в таком случае как сама форма существования. Но самое стабильное состояние во всех сферах — это смерть. Жизнь, напротив, есть мобильность и процесс. Каждый момент — это возможность нового зарождения, становления исходя из сложных ситуаций настоящего и тем самым возможность включиться в переустройство процессов исходя из состояний.
Терапевт в силах способствовать разъединению, дифференциации сплавов, сепарации слитного. Речь не идет, разумеется, о том, чтобы заменить старые связи, которые воспринимаются как дисфункциональные, новыми связями, которые воспринимаются Как присвоенные. В гораздо большей мере речь идет о том, чтобы ввести мобильность таким образом, чтобы опыт в состоянии зарождения мог моделировать наличные и доступные материалы в форме творческих, постоянно обновляемых конфигураций.
На этой фазе опыта терапевт призван исполнять поистине эстетическую функцию: он сопровождает процесс придания формы, Gestaltung, гештальтирование. И точно так же пациент для придания конфигурации элементам, существующим в настоящий момент, пускает в ход свои эстетические функции. Фрейд в свое время противопоставлял действие художника действию скульптора. Первый работает путем прибавления материи, последовательными слоями, посредством присоединений и перекрытий. Скульптор, - пояснял Фрейд, — действует путем последовательных удалений: он заставляет форму появиться, удаляя материал, стружку за стружкой, удар за ударом. Творчество в XX веке изменило модальности создания формы: художник может разрывать холст, протыкать и склеивать, царапать и резать; скульптор может объединять разнородные материалы (Больтански, Аннет Мессажер и др.), работать при
помощи сжатия и растяжения (Сезар и др.), собирания и рядоположения (Арман и др.), упаковки и покрытия (Христо и др.), сварки (Джакометти и др.), ready-made (Дюшан и др.), конструкций (военные машины или летательные машины Панамаренко, иглу Марио Меца и др.) и т. д. И почему бы не распространить метафору на другие практики формы, как-то заставлять вибрировать струну виолончели, танцевать, делать постановку, делать оркестровку, петь, быть клоуном, рассказывать, воображать и т. д. Каждая художественная практика включает в себя свои границы и требует своих талантов; каждая может научить нас новым особенностям придания формы. И точно так же фабрикация симптомов и дисфункции подчинена той же динамике придания формы, как это хорошо показал Ранк89, а такие гештальтистские авторы, как Майкл В. Миллер90, стремяться подступиться этим путем к факту психопатологии.
Эта модальность позволяет подступиться к тому, что Мерло-Понти называет «говорящая речь» (la parole parlante)91. To, что он обозначает таким образом, есть такая речь, которая в момент рождения вдохновляется значимой интенцией и которая стремиться «преобразовать в слова некоторое молчание»92, которое ей предшествует. Такую «говорящую речь» Мерло-Понти противопоставляет «сказанной речи» (la parole parlee), которая опирается на устоявшиеся значения и «пользуется имеющимися значениями как неким накопленным
89 Rank О. L'art et l'artiste. P., 1984.
90 Miller M. V. La poetique de la Gestalt-therapie. Bordeaux,
2002.
91 Merleau-Ponty M. Phenomenologie de la perception, P., 1976,
p. 229 (русск. пер.: Мерло-Понти М. Феноменология вос
приятия. СПб., 1999, с. 254-255).
92 Idem. Le visible et l'invisible, P., 1964, p. 166 (русск. пер.:
Мерло-Понти М. Видимое и невидимое. Минск, 2006).
156
Жан-Мари Робин
Быть в присутствии другого 157
богатством»93. Исходя из этих благоприобретенных и наличествующих значений художник и ребенок могут производить другие акты выражения, трансформировать сказанную речь в речь, которая снова будет говорящей. С немалой пользой для себя в этой связи можно перечесть страницы, которые в 7 главе «Гештальт-терапии» Гудмен посвятил болтовне и поэзии94.
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 801;