Тема 10. Политическая культура журналиста
Культура (лат. cultura «возделывание, развитие, образование») - обширнейшая сфера достижений человечества в процессе его развития. Сфера интересов журналистики - все «пространство» культуры. Этого требует задача всесторонней социальной ориентации аудитории и целостного развития массового сознания. Разумеется, каждый журналист специализируется в отдельных областях культуры, и лишь немногие стремятся к универсализации. Но в любом случае для «четвертой власти» в обществе на первом, притом определяющем, месте оказывается политическая культура ее субъектов-журналистов.
Политика (греч. polis «государство»; politike «искусство управления государством») - важнейшая сфера общественной жизни, связанная с выработкой и реализацией решений государственной власти.
Как сфера общественных отношений политика - это прежде всего объективно существующие отношения между большими общественными группами (классовыми, национальными, региональными, религиозными и др.) внутри стран и между странами по поводу получения, удержания, организации и использования власти для реализации своих нужд, интересов и идеалов. В основе политических отношений лежит стремление к обладанию рычагами власти, к участию в государственных делах, к определению и проведению внутренней и внешней политики в тех или иных ее областях и сферах.
Любой возникающий в ходе общественной жизни вопрос приобретает политический характер, если затрагивает интересы больших социальных групп и если для его решения требуется государственное вмешательство на уровне президента, парламента, правительства, других государственных органов или общественно-политических институтов. При этом следует различать уровни политических отношений: «высокую политику» как область коренных проблем власти, государственного устройства и управления и «повседневную политику» - линию поведения в областях, не касающихся принципиальных вопросов власти.
К «высокой политике» общегосударственного уровня относятся, например, вопросы деятельности парламента по законодательному регулированию различных сфер жизни и отношений в государстве или деятельности правительства по исполнению решений законодательной власти.
Объективно складывающиеся с учетом коренных нужд социальных групп общества политические отношения так или иначе (поскольку в них задействованы люди) осознаются людьми - верно или извращенно, научно или дилетантски, последовательно или противоречиво и т.д. Поэтому политика - это также система политических взглядов, политическая идеология. И чтобы «вмешательство» журналиста в политические отношения не было результатом поверхностных впечатлений и поспешных заключений, могло избежать импровизационности и не проводилось бы методом «проб и ошибок», ему, как и любому политическому деятелю, требуется максимально глубокое и максимально верное осознание политических отношений в их закономерных свойствах, связанных с интересами и потребностями участвующих в них «действующих сил» - больших общественных групп, государств, политических блоков.
Всякая развитая политическая идеология составляет систему взглядов по поводу власти и государственного управления различными сферами жизни общества и включает «знания», «оценки», «нормы», «идеалы», т.е. живет во всех информационных срезах.
В реальной жизни в массовом сознании людей (журналистов в том числе) даже у профессиональных политиков нередки «пробелы» в системе идеологических представлений. Иногда оценки и нормы, конкретные меры предлагаются журналистами не на основании строгого анализа реалий жизни, проведенного на фоне научно обоснованного представления о «желаемом (и достижимом) будущем», а на субъективистских представлениях о «хорошем» (а иногда и по логике «лишь бы не так, как было»), на базе отрицания без обоснованной и позитивной программы. Такие «идеологии несогласия» часто привлекательны своей критической направленностью, но слабость позитивной стороны ограничивает реализацию ее программы рамками разрушения. Ответственный перед обществом идеолог должен предлагать позитивную программу действий.
Разумеется, в зависимости оттого, чьи интересы представляет идеолог (журналист в том числе), как он их понимает и соотносит с потребностями общественного развития, общечеловеческими нуждами, явления и закономерности общественной жизни, «желаемое будущее» и пути к нему видятся в том или ином свете, в тех или иных конкретных оценках сущего и мерах его преобразования. В силу различия видения современности и будущего возникают разные политические концепции, находящие концентрированное выражение в программах различных политических сил (государства, политических партий, профсоюзов, ассоциаций предпринимателей, общественно-политических организаций) и в представляющих, выражающих и отстаивающих их средствах массовой информации.
Политические взгляды, идеологические концепции, выдвигаемые в целях выражения и защиты интересов различных общественных групп и (или) всего народа, приобретают действенную силу, когда их сторонники объединяются в партии, союзы, ассоциации и т.п., т.е. когда политическая жизнь протекает в институциональных формах как деятельность политических организаций. При разных политических режимах (обычно выделяют три ярко выраженных их типа: демократический, авторитарный и тоталитарный) различны возможности создания и организационных форм деятельности политических организаций.
В демократически функционирующем обществе возможности организации политических сил очень широки. В некоторых странах (как в современной России) существуют десятки политических группировок, но чаще - три-пять основных, представляющих ведущие общественные силы. и различия взглядов соответствуют их расстановке. В связи с этим по тому или иному коренному вопросу выдвигается несколько идей, политический спектр которых обычно фиксируется в диапазоне «правые» - «центр» -«левые» (эти обозначения возникли в парламентской практике, когда представители разных политических течений рассаживались в зале заседаний соответственно справа, в центре и слева от председателя). По традиции «правые» - это консервативные силы (в современности - сторонники интересов капитала, особенно крупного), а «левые» - представители интересов неимущих и малоимущих, работников наемного труда, живущих преимущественно на заработную плату (в современности - защитники интересов промышленных и сельскохозяйственных рабочих, а также тех трудящихся, которые не имеют ничего, кроме своей рабочей силы). «Центристы» - выразители взглядов и нужд основной части населения развитых (экономически, социально, культурно) стран, которую принято называть «средними слоями» или «средним классом». Термин «средние слои» представляется предпочтительным, так как точнее передает характер этой части населения, которая состоит из имеющих достаточно высокие доходы (от трудовой деятельности, предпринимательства, ценных бумаг и т.д.) людей разных сфер занятий - технической и гуманитарной интеллигенции, квалифицированных рабочих, фермеров, государственных служащих, менеджеров различных сфер бизнеса, мелких и средних предпринимателей и т.п. Их «срединное» положение в принципе и определяет стремление представляющих их интересы сил занимать центристскую позицию, в основе которой - поиск компромиссных решений на основе демократических процедур.
Конкретная обстановка порождает множество группировок, для которых названных трех характеристик недостаточно. Тогда говорят об «ультраправых» или «левых экстремистах», «правом центре», «левом центре» и т.д. И все же дифференциация позиций имеет свои естественные ограничители - ведь по тому или иному вопросу (например, об отношении к иммигрантам из бывших колоний во Франции или к «гастарбайтерам» в Германии, о формах владения землей или об отношении к разным формам собственности в странах СНГ) нельзя высказать бесконечное множество взглядов. Поэтому в результате размышлений, анализов и обсуждений по каждому вопросу разными силами выдвигаются две, реже три-четыре позиции. Вокруг этих позиций и группируются единомышленники, часто образуя блоки, объединяющие по данному вопросу различные партии и группировки для отстаивания и проведения в жизнь.
В политической деятельности участвуют и СМИ. Основа ее - получение, обработка, распространение разносторонней информации на основе политического анализа конкретных ситуаций общественной жизни. Обычно обсуждение вопросов общественностью начинается в средствах массовой информации, выносится на партийные форумы, митинги и собрания, ведется в ходе предвыборных кампаний, получая свое продолжение в дебатах и решениях парламентов и правительств. Так формируются политические решения. Эти решения могут быть результатом победы одной из точек зрения (возможно, с большими или меньшими поправками и дополнениями, возникающими на основании учета иных мнений) или следствием компромисса между различными силами. Поскольку СМИ задействованы во всех сторонах политической жизни, работникам требуется высокая политическая культура.
Политическая культура журналиста - это и мера его компетентности в сфере общественно-политической жизни, и присущая ему система представлений о месте журналистики в ней, и уровень владения им «кодексом поведения» в политической жизни, совокупностью норм политической деятельности.
Фундамент политической культуры - это система представлений (желательно научно обоснованных) о сущности общества и действующих е нем закономерностей, раскрывающих причины и факторы функционирования и развития отдельных социальных структур и общества в целом. При этом центром таких представлений оказывается понимание сущности государства и властных отношений в обществе. Эти концептуальные представления могут носить самый разный характер - материалистический или идеалистический, правоконсервативный или леворадикальный, тоталитарный или демократический. Важно, чтобы они были максимально строго определены, а журналисты отдавали бы себе отчет в том, во имя какого государственного строя выступают и действительно ли такой государственный строй служит общечеловеческим интересам и соответствует гуманистическим ценностям, накопленным в политической культуре столетий.
Власть нужна прежде всего для реализации экономических интересов и потребностей отдельных групп или всего общества, социальных идеалов, представлений о справедливости, свободе и правах человека и т.д. Поэтому политическая культура предполагает определенный уровень уяснения (знания, представления, ощущения) потребностей экономического развития, понимания путей их реализации и тем самым развития общества, как оно видится в принятой журналистом системе политических координат. В противном случае - неизбежно упование либо на стихию саморегулирующейся экономики, либо на волюнтаристское видение политики как командной силы. Знать или хотя бы более или менее верно угадать, как использовать власть для экономического (а далее - для социального и духовного) развития, - вот признак владения основой политической культуры.
Основные требования, предъявляемые к политической культуре журналиста, - это знание социальной структуры общества, характерные свойства и закономерности взаимоотношений внутри которого определяются принятой журналистом социально-философской концепцией; выработка представлений прежде всего об экономических интересах и потребностях составляющих общество групп и общества в целом; определение структуры и иерархии политических ценностей; понимание характера и расстановки главных сил, действующих на политической арене; формирование соответствующего представления о нормах политической деятельности, «кодекса поведения» в общественной жизни.
На этой базе политической культуры и протекает деятельность журналиста по сбору, отбору, обработке, компоновке, передаче информации, для каждого шага которой свойствен сознательный и отчетливый или, наоборот, неясный и непоследовательный политический подход, проявляющийся в постоянном политическом анализе явлений действительности.
Политический анализ - это не обязательно большая статья, в которой изложено большое количество фактов, дана подробная характеристика явления, показаны его причины и возможные пути развития, сформулирована оценка и определены меры, необходимые для того, чтобы движение событий происходило в направлении, отвечающем интересам представляемых журналистом сил. Такие произведения чрезвычайно важны, они являются «гвоздевыми» в номерах и выпусках СМИ. Однако политический подход присущ и простой констатирующей факт заметке: тут он проявляется в отборе самого факта (как политически значимого и существенного для выработки политической позиции аудитории), в выборе характерных деталей и порядке их представления читателю, в поиске нужного слова, способного передать политическое видение журналистом данного факта, особенно если не дается открытых оценок и характеристик.
Давая общую принципиальную характеристику позиции в журналистике, прежде всего нужно брать во внимание политико-идеологические взгляды, накладывающие отпечаток на выбранную линию поведения того или иного органа журналистики, поскольку политико-идеологическая линия - своеобразная визитная карточка, дающая характеристику сущности издания или программы в силу первостепенной значимости для СМИ их позиции по политическим вопросам.
Коммунистическая печать в СССР и странах социалистического содружества прошла сложную историю. С одной стороны, базируясь на мечтах о счастье всего человечества и идее социалистического выбора, она звала народы на революционную борьбу против старого мира и на путь социалистического строительства в различных сферах общественной жизни, с другой - в условиях тоталитарного режима, не только извратившего высокие идеи и отступившего от их практической реализации, но и совершавшего прямые преступления в стране и за ее рубежами, средства массовой информации нарушали свои принципы, превращаясь в «подручных» режима, теряли доверие масс, постоянно манипулируя их сознанием.
Переходный период в развитии общества, в том числе и в сфере журналистики, открыто начался в 1985 году, после провозглашения в СССР политики «перестройки», приведшей к возрождению демократических норм жизни, ликвидации цензуры и жесткого идеологического контроля, развитию гласности, расширению свободы журналистской деятельности, возникновению плюрализма в политико-идеологической (и журналистской) сфере, формированию независимых СМИ гражданского общества и т.д. Вместе с тем в условиях наступления рыночной стихии многие СМИ оказались во власти капитала, что отразилось на их информационной политике. На пути к подлинному информационному порядку возникли трудности, которые требуется преодолевать в интересах информационного обеспечения демократии.
Однако переходный период характерен не только для нашего общества или стран бывшего социалистического содружества, - это всемирный процесс, который лишь по видимости есть «крах коммунизма», потерпевшего поражение в «холодной войне», и победа капитализма как «идеального» общественного устройства. Уже в 60-70-е годы стали возникать социально-экономические предпосылки формирования «новой Цивилизации» при одновременном росте многочисленных угроз всему человечеству в виде ряда «глобальных проблем», разрешить которые может только все мировое сообщество в целом путем перехода на рельсы устойчивого развития.
Становится очевидным, что складывается единый взаимозависимый мир, в котором каждая страна, регион, нация связаны экономическими, политическими, культурными, социальными и другими, в том числе информационными, узами. Подходит конец неравномерности развития стран, социальным контрастам, национальной ограниченности, другим препятствиям на пути к устойчивому развитию человечества. Но на этом пути еще предстоит преодолеть множество трудностей, и сложно сказать, как с ними справится человеческое сообщество.
Успешное развитие на новой основе в большой мере зависит от журналистики. Не случайно цивилизацию XXI века характеризуют как информационное общество (в ряду с определениями «постиндустриальное», «открытое», «гуманистическое» и т.д.). В настоящее время уже можно говорить, что мир представляет собой огромное, в значительной мере единое «информационное пространство». Избавляющийся от конфронтационного духа международный обмен информацией является важнейшим признаком сближения между странами, формирования нового климата в мировом «информационном пространстве», фактором складывания мирного международного порядка, знаменующего начало нового периода в истории человечества. На этом пути много трудностей, возможны и, пожалуй, даже неизбежны «срывы» и «откаты» назад. Но ход истории в принципе необратим, и задача журналистов - активизировать мировые информационные связи и всю свою деятельность в интересах всего человечества при учете многообразия составляющих его социальных групп, народов, этносов, стран, общественных систем - следовательно, на базе идеалов гуманизма.
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 3361;