Концепции развития в философии: диалектика и метафизика
Философское миропонимание призвано не только представить основные виды бытия, но и раскрыть многообразные связи – показать теоретический образ мира в его динамике. Решение этой задачи растянулось на века и связано с формированием двух философских методов или концепций развития: диалектики и метафизики.
Диалектика – такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессе изменения и развития.
Такое представление о диалектике в философии сложилось не сразу. В развитии диалектического метода можно выделить ряд этапов: античная диалектика, идеалистическая диалектика и материалистическая диалектика.
Понятие диалектики (от греч. dialektike techne – искусство вести беседу, рассуждать) употреблялось в истории философии в разных значениях. Родилось оно в древнегреческой культуре.
Так, Сократ(ок. 470-399 до н.э.)рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путём столкновения и согласования различных мнений. Искусство диалога Сократ называл маевтикой (повивальное искусство), подразумевая, что диалог помогает рождению истины. Диалектика как искусство спора развивалось и в средние века. Вершиной средневековой диалектики стала философия П. Абеляра(1079-1142),который считал диалектику (логику) средством доказательства христианских истин.
Долгое время считалось, что космос, растения, животные, люди неизменны. Одним из первооткрывателей подвижности бытия, развития стал древнегреческий философ Гераклит(ок. 520 - ок.460 до н.э.), которого и считают «отцом» диалектики и её основоположником. Первооснову мира он видел в постоянном движении, изменениях. Огонь был для него воплощением самих превращений, изменчивости самой по себе. Эти идеи выразились в наивной форме: «всё течёт, всё изменяется», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды».
Диалектика как философская наука представлена в философии Гегеля (1770-1831), чья великая заслуга состоит в том, что он первым в истории философии представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса – в беспрерывном движении, изменении, развитии. Несмотря на свой объективный идеализм, в котором мир предстает как взаимосвязь категорий, понятий, Гегель в диалектике этих понятий выразил универсальные связи мира и его законы в - законы диалектики.
Закон отрицания отрицания или диалектического синтеза раскрывает связь нового со старым – преемственность в развитии.
Всякая последующая ступень в развитии есть отрицание предыдущей ступени, но диалектическое отрицание предполагает связь последующих стадий с предыдущими. Младенческий период в жизни человека – это отрицание эмбрионального, детство – отрицание младенчества, подростковый возраст – отрицание детства, юность – отрицание переходного возраста и т.д. но в жизни человека всё связано, каждый последующий этап связан с предшествующим. Метафизическое же отрицание есть полное отбрасывание предыдущего, когда связи не учитываются.
Развитие, по Гегелю, происходит по принципу триады: тезис-антитезис-синтез. В процессе прогрессивного развития каждая новая ступень является синтезом предыдущих ступеней развития. Диалектическое отрицание включает три момента (триада):
- деструкция - разрушение, изживание старого, отрицание пройденного;
- кумуляция – сохраняемость, преемственность со старым;
- конструкция – созидание, возникновение нового.
Закон перехода количественных изменений в качественныеявляется так же всеобщей (универсальной) закономерностью.
Все явления и предметы имеют количественные и качественные характеристики.
Качество- это внутренняя и внешняя определённость предмета, совокупность присущих ему свойств, теряя которые, предмет перестаёт быть тем, что он есть. Предметы отличаются друг от друга, благодаря свойствам, устойчивая совокупность свойств и образует качество предмета. Свойства бывают существенные и несущественные.
Количество - степень развития данного качества, которая выражается числом, ей можно измерить и выразить математически.
Количество связано с качеством: качество количественно, а количество - качественно. Однако они не сливаются - границей между ними служит мера.
Мера - диалектическое единство качества и количества, в пределах которого сохраняется качественная определённость предмета. Постепенные количественные изменения при достижении границ меры приводят к качественным изменениям. Например, при нагревании воды до 100 градусов(по шкале Цельсия) она будет превращаться в пар, а при охлаждении до 0 градусов - в лёд.
Переход от одного состояния в другое осуществляется в виде скачка.
Скачки бывают постепенные и скачки-взрывы. Скачки-взрывы - это скачки с резко выраженной границей перехода из одного состояния в другое, с довольно интенсивной перестройкой всей системы. Например, в обществе прогрессивное развитие осуществляется в форме революции и эволюции (реформы, инновации).
Источник развития всего в мире объясняет закон единства и борьбы противоположностей.
Жизненный опыт показывает, что в явлениях окружающего мира можно найти противоположности. Противоположности предполагают друг друга: плюс предполагает минус, север - юг, добро - зло, жизнь - смерть, прогресс - регресс и т. д. В этом проявляется их единство, но в то же время – они исключают друг друга, в этом - их «борьба».
Противоречие - отношение между противоположностями, которое выступает источником развития. Противоречия разрешаются, преодолеваются различными путями: противоположности могут переходить друг в друга, одна противоположность одерживает «победу» над другой, могут исчезнуть обе противоположности при качественных изменениях явления.
Кроме общих закономерностей развития мира диалектика содержит ряд принципов как объективность, системность, историзм.
Объективность предполагает рассматривать явления в конкретных обстоятельствах, сами по себе, не ссылаясь на мнения.
Системность требует рассматривать предмет в единстве всех его сторон, граней, в целостности. Игнорирование этого принципа приводит к догматизму- односторонности в мышлении, к бездоказательным, предвзятым построениям и конструкциям, когда не учитываются специфические условия места, времени действия.
Принцип историзма позволяет прослеживать преемственность фаз, состояний, этапов развивающегося объекта. Он предполагает рассматривать объекты как целостные системы, возникшие в определённых условиях, в результате действия соответствующих причин. Анализ реалий с точки зрения настоящего ограничен, и современность не может быть правильно осмыслена вне связи с прежними стадиями исторического процесса. Историзм предполагает видеть связи прошлого, настоящего и будущего. Историзм тесно связан с диалектической концепцией детерминации явлений.
Детерминизм (лат. Determinare - определять) - учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений.
Долгое время умами учёных и философов владел механистический детерминизм,который был связан с классической механикой И. Ньютона. Он получил название лапласовского детерминизма – по имени французского учёного Лапласа(1749-1827), сформулировавшего идеи механистического детерминизма.
В рамках этого подхода причинные связи понимались как однозначные и постоянные. Причинность при этом приравнивалась к необходимости, а случайности исключались из развития или рассматривалась как проявление необходимости. Детерминация рассматривалась однозначно, отсюда делался вывод о возможности точного предсказания состояний материальных систем, Вселенной, исторических процессов.
Понятый таким образом детерминизм велк фатализму - представлению об изначальной предопределённости всего в мире, подчинению необходимости, не оставляющей места свободе, творчеству.
Развитие науки, особенно в XX веке, выявило ограниченность такого понимания. Физика микромира и мегамира, процессы биологической эволюции, развитие обществ показали, что причина и следствие не обязательно должны быть связаны жёсткими и однозначными связями, возможно несколько альтернатив развития, где случайность или вероятность могут играть решающую роль в развитии.
В 70-е годы XX века сформировалось междисциплинарное направление научных исследований, новый стиль научного мышления - синергетика.
Эта новая парадигма – новая теория изменения и развития – базируется на открытиях Брюссельской школы физиков и опирается на идеи И. Пригожина в области неравновесной динамики.
Пригожинская парадигма делает акценты на таких аспектах реальности как разупорядоченность, неустойчивость, разнообразие, неравновесность, нелинейные соотношения. Открытия Пригожина показали, что в неравновесных открытых системах самопроизвольно возникают структуры, приводящие к рождению порядка из хаоса. Синергетика (от греч. sуnergeia – сотрудничество, содружество) - это новая модель мира, отвечающая обществам с высокоразвитыми технологиями, для которых главный ресурс - информация. Синергетика не противоречит детерминизму: они согласуются и дополняют друг друга.
Наряду с диалектикой в философии сложился и другой философский метод – метафизический.
Сам термин метафизика возник в I веке до н.э. как обозначение части философского наследия Аристотеля(384-322 до н.э.) и буквально означает «то, что следует после физики». В таком значении метафизика понимается как философия.
В новое время возникает пониманиеметафизики как антидиалектического способа мышления, который рассматривает вещи и явления изолированно друг от друга, не учитывает взаимосвязи вещей, отрицает противоречия как источник развития.
Впервые термин «метафизика» в смысле «антидиалектики» употребил Гегель.
Истоки такого понимания мира были и в античности (философия Ксенофанта, Парменида, Кратила, Зенона), и имели весьма серьёзные основания. Для греков была присуща идея круговорота – воспроизведение раз навсегда установленного.
Действительно, при всей изменчивости явлений им присуща и некоторая устойчивость. На протяжении больших или меньших промежутков времени, несмотря на совершающиеся изменения, вещи остаются сами собой. При всех изменениях природных и общественных явлений остаются устойчивые, сохраняющиеся структуры, процессы, черты. Если бы всё постоянно менялось, то мира не существовало бы и человек не смог бы его воспринимать. Затруднения в понимании движения и изменения встречаются в рассуждениях многих древнегреческих философов. Здесь были представлены самые противоположные точки зрения – от известных апорий Зенона(ок.490-ок.430 до н.э.),абсолютизировавшего «разрывность» механического движения, до взглядов Кратила(2-я пол. 5в. - нач. 4 в. до н.э.), который в свою очередь абсолютизировал момент изменчивости в вещах, относительность покоя. Предельно заострив мысль Гераклита о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку, Кратил утверждал, что в неё нельзя войти даже и один раз, поскольку пока ты в нее входишь, меняешься и ты сам и та вода, в которую ты входишь.
Развитие науки в XVII веке способствовало утверждению метафизических воззрений на мир, так как наука не рассматривает мир целостно.
На определённом этапе этот метод был пригоден и неизбежен - он облегчал процесс познания. Например, шведский натуралист К. Линней(1707-1778), предложив свою классификацию растений и животных, считал, что виды существуют изолированно и их создал творец.
Развитие науки второй половины XVIII-XIX века показали и подтвердили идею взаимосвязи всего в мире. Закон сохранения и превращения энергии, клеточная теория, закон химических элементов способствовали диалектизации естествознания.
Литература
1. Философский словарь. М., 1991.
2. Спиркин А.Г. Философия. М.,2002.
3. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
4. Концепции современного естествознания (под ред. проф. С.И.Сомыгина). Ростов-на-Дону, 2002.
5. Мотрошилова Н.В. Бытие \\ Вопросы философии, 1989. № 4.
6. Основы философии в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 1997.
7. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое миропонимание: диалог с И.Пригожиным \\ Вопросы философии, 1992. № 12.
8. Мир философии. М., 1991. Ч. 1,2.
9. Хрестоматия по философии. М., 1997.
10. Введение в философию. Учебник для вузов. М., 1989. Ч. 2.
11. Доброхотов Л.А. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1993.
Вопросы для повторения и самоконтроля
1.В чем смысл проблемы бытия?
2.Какие основные формы бытия выделяются в философии?
3.В чем заключается специфика человеческого существования?
4.Какова сущность, содержание духовной формы бытия?
5.Назовите основные особенности позитивистского и прагматического подхода к познанию сущности бытия?
6.Что и почему является наиболее существенным в философском определении материи?
7.В чем проявляется специфика социального пространства и социального времени?
8.Назовите основные особенности диалектического способа мышления?
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 9829;