Философия сомнения» П. Абеляра и «вечность мира» Аверроэса
Если Ансельм д'Аоста - символ XI века, то наиболее представительная фигура XII века - Пьер Абеляр (1079-1142 гг.). Его до сих пор называют «неведомым склоном Средневековья».
Основные работы философа, это: «История моих бедствий» - автобиография с историческим профилем, необычайно человечная, живая, захватывающая; а также «Диалектика», «Христианская теология», «Да и нет», «Познай самого себя», «Диалог между философом, иудеем и христианином» и «Поэзия».
Стимул, пробуждающий научный поиск, исследование, ведущее к истине, по мнению Абеляра, - сомнение. Эта формула подчеркивает проблемный характер мысли как философской, так и теологической. Речь идет о пути, о методичном сомнении, постоянном критическом контроле, проверке текста, неважно какого, - философа, святого отца или священного писания.
Если мысль Ансельма в эпилоге звучала бы как «верю, чтобы понимать», то для Абеляра было точнее – «понимаю, чтобы верить». Конец всех философских изысканий - Бог.
Примечательна, для рассматриваемого нами периода, и фигура Аверроэса(1126-1198 гг.).
Философ родился в Кордове, в сердце мусульманской Испании, где на протяжении восьми веков арабская культура, скорее философская, чем научная и литературная, переживала едва ли не самый плодотворный период своего развития.
Аверроэс был юристом, медиком, и, вместе с тем, он необычайно знаменит, как комментатор Аристотеля, сумев передать мыслителям позднего средневековья метафизическую проблематику небывало высокого уровня. Его называли также «богом комментария».
Наиболее известные труды мыслителя - «Средний комментарий», «Большой комментарий», «Вечность мира».
Аверроэсом была предпринята попытка уточнить границы знания и веры, при этом его вера в силы разума такова, что границы почти исчезают. Разумные доводы приводят его к убеждению в вечности мира и к отрицанию бессмертия индивидуальной души.
Высказывания Аверроэса о примате философии и вечности мира дополняются тезисом об идеальном единстве интеллекта потенциального. Лишь ему Аверроэс приписывает бессмертие, чего лишен интеллект индивидуума.
Подобно свету, приводящему в движение все потенциально сущее, разум приводит к действию все идеальное настолько, насколько материальный интеллект может принять.
Активный интеллект внедряется через фантазию и воображение, чувственность которых позволяет принять лишь потенциальные формы универсалий.
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 904;