Доказательство бытия Бога: философия Ансельма д’Аоста
Рассматривая основные «философские фигуры» Средневековья, нельзя не назвать и имя Ансельма д'Аоста.
Он родился в 1033 году. Оставив отчий дом после трагической смерти матери и странствуя по всей Франции и ее монастырям, Ансельм д’Аоста останавливается окончательно в Нормандии, в бенедиктинском монастыре. Это были самые плодотворные годы его жизни. В 1076 -1077 гг. он пишет свои знаменитые работы "Монолог" и "Коллоквиум", а также "О грамматике", "Об истине", "О свободе воли", "Падение дьявола", "О Троице".
Идея Бога доминирует в духовном мире Ансельма, поддерживает и объединяет все его исследования.
Он утверждает, что говорить о существовании Бога совсем не то же самое, что говорить о его природе. Это различение описано в "Монологе", где Ансельм формирует доказательства апостериорные, т.е. речь идет о Боге с точки зрения следствий, из которых выводится причина.
Априорное, или онтологическое доказательство существования Бога содержится в его работе "Прослогион".
Апостериорных доказательств четыре.
Первое исходит из посылки, что всякое существо стремится к Благу. Благ множество, но лишь одним может быть Благо, дающее начало всем прочим благам, и это Благо абсолютное.
Второй аргумент отсылает к идее величины, но не в пространственном смысле; речь идет о величине по вертикали, где, разумеется, есть вершина, относительно которой все нижестоящее оценивается по степени участия в высшем.
Третий аргумент трактует бытие как единое целое. Четвертое доказательство исходит из ступеней совершенства, и ясно, что абсолютно совершенное замыкает собой иерархическую лестницу стремящихся к совершенству существ.
Априорное доказательство сводится к следующему. "Бог есть нечто, превосходящее по величине (величию) все мыслимое".
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 1642;