Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. против авторитета всевышнего
демоны и монстры
157
против авторитета всевышнего. До его бунта в небесном раю царил мир. Изгнание Люцифера соответствовало человеческому падению, после того как змей ввел человека в искушение, и он съел запретный плод древа знания. И Люцифер, и человек нарушили божью волю, но Люцифер был повергнут в бездну, а человек, изгнанный из сада эдемского, остался между небом и землей.
Можно провести интересную параллель между тем, что дьявол находится в животе земли, и моим заявлением, что в человеке дьявол проживает где-то в животе. Адское пламя тоже можно сравнить с огнем сексуального желания, локализованного в области живота. Плотское удовольствие это сильный соблазн, который дьявол использует, чтобы заманить эго в адскую бездну. Эго борется с этой катастрофой, любой ценой стараясь сохранить контроль над телом. Ассоциированное с эго сознание проти--вопоставлено бессознательному или телу, то есть представителю темных сил. Западня не сработает, и дьявол не может победить, пока тело полно жизни. В этой бесконечной борьбе иллюзии эго постоянно подрываются активностью вытесненных чувств.
Как взаимодействует иллюзия и демоническая сила, можно увидеть на примере женщины, у которой есть иллюзия, что она является совершенной матерью. В реальности она часто действует таким образом, что разрушает своего ребенка и отрицает свою иллюзию. Это не делается сознательно. Напротив, ее сознательное желание — быть совершенной и иметь совершенного ребенка, но ведь никакой ребенок не может быть совершенным, и она переживает фрустрацию, когда он терпит неудачи. Под предлогом того, что «мать лучше знает», она отрицает возможность самостоятельного развития своего малыша, его собственной личности, не давая ему осуществлять саморегулирование. Сопротивление ребенка рассматривается как обструкционистская тактика, в которой обвиняется его природная порочность. Если ее раздражение горой нависает над постоянными неудачами малыша, а он, конечно же, не откликается на это позитивно, она начи-
нает испытывать по отношению к нему ненависть и ярость. Остается изумляться, как это «совершенная» мать может переживать такие чувства!
Конфликт между ребенком и его родителями всегда приводит обе стороны к негативному результату. Ребенок не может победить родителей от которых зависит его выживание и развитие. Но и родители не могут победить его, поскольку он, хоть и подчиняется, но сохраняет внутри себя бунтарство. Бунт снова вспыхивает в отрочестве, когда нахлынувшее сексуальное чувство мешает стремлению к независимости. Старая борьба возобновляется, только теперь ненависть сильнее захлестывает обе враждующие стороны. В такой ситуации, когда в конце концов наступает перемирие, молодой человек утрачивает положительные чувства к собственному телу и не идентифицируется с ним. Он становится тихим или приходит в крайнее отчаяние, и его личность приобретает шизоидные свойства. Родители теряют любовь своего ребенка, развитие которого они понять не способны.
Демонический аспект матери, которая так обращается с собственным ребенком, заметен в неотступности и компульсивности, с которой она добивается своего. Конфликт между матерью и ребенком быстро теряет поверхностное оправдание, что «так лучше для ребенка», и превращается в столкновение воли. Неудивительно, что это оборачивается войной; возникает насилие или угроза насилия. Я видел матерей, которые «нападали» на своих детей, и в их взгляде было столько ненависти и ярости, что у меня все сжималось внутри. Казалось, что если ребенок не будет соответствовать представлению матери о том, каким он должен быть, она уничтожит его. Это представление, которое мать проецирует на ребенка, отражает ее эго-представление о его счастье. Поскольку этот образ является проекцией ее образа себя, предполагается, что ее действия должны обеспечить ребенку больше свободы или радости, чем досталось ей самой. Все это происходит на бессознательном уровне, в то время как сознанием владеет иллюзия совершенной матери. Именно
Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА
ДЕМОНЫ И МОНСТРЫ
159
демоническая сила направляет мать против ее сознательных намерений.
Демонический аспект отчетливо проступает в выражении лица матери, когда она приходит в ярость по отношению к ребенку. Брови в этот момент изгибаются, глаза чернеют, челюсть напрягается, говорить становится трудно. Тотальная экспрессия — подавляющая и умерщвляющая ярость, вызывающая впечатление, что сам демон поднялся из преисподней. Как не ужаснуться ребенку, когда он видит такое выражение лица? Говорят, что «и в аду нет ничего страшнее, чем презрение женщины». Если такая ярость возникает на лице взрослого человека, она опустошает личность ребенка, чья зависимость от матери делает его беспомощным в столкновении с ней. Образ ведьмы возникает из детского переживания такого демонического аспекта собственной матери.
Демоническое действие в отличии от нормального не синтонично эго; оно направлено против его воли, в противоположность эго-желанию и поэтому не является открытым выражением чувства. В демонической ярости, к примеру, брови могут быть изогнуты так, будто пытаются удержать разрушительную силу или отрицают ее, но полный ненависти взгляд, который человек не сознает, остается неприкрытым. Злость, в противоположность ярости и истерии, охватывает всю личность, и эго принимает ее. Демоническое действие соединено с механизмом отрицания: эго отрицает поступок, в то время как тело совершает действие. Термин «дьявольское» означает такое поведение, когда в момент совершения действия отрицается намерение его совершать. Человек, идентифицированный только со своим эго, нечестен на бессознательном уровне. Подобное поведение возникает из-за сильного чувства вины, которое порождает диссоциация сознания и телесного чувствования.
Мать, которая настроена против ребенка, на самом деле совершает самодеструктивное действие. Проекция ее образа на ребенка раскрывает бессознательную идентификацию с ним. Ее ненависть к ребенку — это от-
ражение ненависти к себе самой. Отвергая индивидуальность ребенка, она бессознательно отвергает свою собственную индивидуальность. Ребенок — часть ее тела, которая теперь должна жить независимой жизнью. Отсекая своего малыша от привязанности и тепла, она символически отсекает себе руку или какую-то часть тела. Ребенок не только продолжение ее тела, он еще и экспрессия ее сексуальности. Вся ее вытесненная сексуальная вина, все вытесненные негативные чувства к собственному телу фокусируются на ребенке, который будет реагировать на такую проекцию ненавистью по отношению к матери, которую та будет истолковывать как порок.
Если маленький ребенок ведет себя как демон, значит его естественные качества разрушены родителями, а их место заняли негативные силы, которые он вынужден отрицать. Так жаль, что нормальная потребность ребенка в эротическом контакте часто рассматривается родителями как тактика, с помощью которой он пытается «измотать» их или добиться от них внимания. В своей безответственной спонтанности ребенок может быть «дьяволом во плоти». Его естественные сексуальные интересы некоторые родители считают проявлением порочности. Его самое важное стремление быть свободным и веселым часто воспринимается как безответственная позиция. Если он не ест того, что выбрала для него мать, про него говорят, что он упрям. Все его действия определены тем, что он живет телесной жизнью, как животное. Он действует на основе принципа удовольствия. Он делает то, что чувствует как «хорошо» и избегает того, что «опасно». Но для родителя, который отрицает собственное тело это невыносимо. По мнению многих родителей, ребенка надо контролировать и учить владеть собой, он должен адаптироваться ко взрослым ценностям и «бросить» тело, то есть начать отрицать свои естественные инстинкты. Неудивительно, что некоторые дети становятся настоящими маленькими демонами, действия которых порочны. Порок возникает в ребенке, который потерял надежду, что
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 875;