ИЕРУСАЛИМ
Появление Павла в Иерусалиме немедленно привело к конфликту в еврейской церкви, несмотря на все его попытки к примирению. По совету Иакова Павел взял на себя материальные издержки, чтобы помочь некоторым евреям-христианам исполнить их назорейский обет (21:23,34). Павел сам уже совершал этот обряд (18:18) во время своего предыдущего посещения Иерусалима. Иаков решил, что это поможет Павлу показать всем, что он не против добровольного соблюдения Закона. Поступая так, Павел мог остановить различные толки о том, что он учит евреев рассеяния не обрезывать детей и не поступать по обычаям Закона (21:21).
Павел уже решил последовать совету Иакова, когда произошла неизбежная стычка. Евреи из Асии (20:19), которые были его ярыми противниками в Ефесе и других местах, решив, что он привел своих языческих спутников в святилище храма, публично обвинили его в этом и набросились на него. Начавшийся бунт принял такие размеры, что потребовалось вмешательство римского военного отряда. Они смогли спасти Павла от гнева толпы и увести его в крепость Антония для дальнейшего расследования дела.
Павел добился у трибуна разрешения произнести речь со ступеней крепости (21:40) и, обратившись к толпе на арамейском языке, начал свою защитительную речь. Толпа уважительно слушала, а он рассказывал о своем обращении. Никто не возражал против «великого света с неба», поскольку для еврея он означал Шехину — Славу Божью, ни против прославления Иисуса, ни против учения о покаянии и крещении. Только когда Павел упомянул о язычниках, толпа снова взорвалась, и, чтобы спасти апостола от ярости толпы, его пришлось спешно отвести в крепость.
Дальнейшее расследование его дела выявило два очевидных факта: невиновность Павла в каком-либо политическом преступлении и его римское гражданство. В течение четырех лет он находился под охраной стражи. Два года были проведены в Кесарии, потому что Феликс надеялся получить от Павла взятку за освобождение (24:26). С вступлением на должность Феста Павел, видя, что евреи никогда не перестанут его ненавидеть и никогда не снимут с него своих обвинений, побоялся, что Фест послушает их и оставит его в темнице на неопределенный срок. Для того, чтобы забрать свое дело из рук Феста, он подал апелляцию кесарю (25:10-12).Фест, зная, что у Павла есть римское гражданство, был вынужден удовлетворить его требование и отпустить в Рим для суда перед кесарем. Ожидание суда заняло еще два года (28:30). Был ли Павел отпущен, потому что дело не было разобрано до назначенного срока или потому что был оправдан, ничего не сказано.
Период вынужденного бездействия не был бесплодным. Даже в Иерусалиме Павлу не запрещалось иметь связь с внешним миром (23:16), а в Риме он жил в доме, нанятом им самим, где и совершал свое служение среди тех, кто приходил навестить его (28:30,31). Он не мог путешествовать, но имел свободу учить и писать в пределах своей камеры или своего дома.
Послания, написанные им в этот период, свидетельствуют о том, что включение Павла не остановило роста Церкви, а написанные апостолом сочинения были еще весомей и поучительней, чем те, которые он написал ранее. Исключением может быть признано лишь Послание к Римлянам. Послания из тюрьмы в значительно большей степени посвящены общему чению, чем написанные ранее миссионерские послания, посвященные разрешению конкретных проблем. Тюремные послания показывают, что Церковь уже не была собранием новообращенных, ревностных, но неуверенных, смущенных текущими проблемами и немного неорганизованных дюдей, но быстро росла и созревала. Есть признаки появления второго поколения христиан, проблемой которых была скорее самоуспокоенность. Они уже были наставлены в начатках веры и нуждались в более глубоком чтении, которое могло бы просветить и утвердить их.
Несмотря на то, что заключение изменило планы Павла, его вера в то, то целью Бога было послать его в Рим, не ослабла. Голос, который он слышал в видении в Иерусалиме, ночью, накануне суда, дал ему ясные указания: «Дерзай, Павел: ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать в Риме» (Деян 23:11). В следующий раз он был ободрен во время кораблекрушения, когда ангел сказал ему: «Не бойся, Павел! тебе должно предстать пред Кесаря, и вот, Бог давал тебе всех плывущих с тобою» (27:24), и ответ Павла был характерным: «Я верю Богу» (27:25). Весь этот период говорит о медленном, но верном исполнении божественного плана в евангельском служении Павла.
Развитие его проповеди заметно также в повторяющихся ссылках на воскресение Христа в его защитных речах. Допуская, что данный отрывок Деяний в основном не поучительный, а апологетический, мы все же видим, что на первом месте в мыслях Павла стоит воскресение Христа. Защищаясь перед Синедрионом, он говорит: «Мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаянье воскресения мертвых меня судят» (23:6). На допросе у Феликса он уточнил учение «секты», к которой принадлежал, и сказал, что они имеют «надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» (24:15). Даже Фест, римский правитель, которого вряд ли можно назвать религиозно настроенным, представил Павла Агриппе словами, что евреи «имели какие-то споры с ним о их Богоночитании, и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив» (25:19). В ответ на предложение Агриппы сказать что-нибудь в свою защиту Павел спросил: «Что же? Неужели вы невероятным почитаете, что Бог воскрешает мертвых?» (26:8). После рассказа о своем обращении, в котором уже подразумевалось действие воскресшего Христа, Павел заверял слушателей, что его проповедь основана на пророчестве: «Что Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу (иудейскому) и язычникам» (26:23).
Павел подчеркивает важность воскресения во всех посланиях начиная с самых ранних (Гал 1:1; 1 Фес 1:10; 1 Кор 15:1-8; 2 Кор 5:15; Рим 1:4). Значение воскресения для верующих отмечено в главах 6 и 8 Послания к Римлянам, но его влияние на этику и благочестивую жизнь более явно выражено в Посланиях к Ефесянам и Колоссянам. Возможно, период вынужденного бездействия во время заключения дал Павлу возможность более полно и глубоко продумать значение этой истины, уже и ранее хорошо ему знакомой, и более подробно сформулировать — какое влияние она оказывает на жизнь христианина.
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 839;