ПОСЛАНИЕ К РИМЛЯНАМ
Общий фон
Приготовляясь к этому новому шагу в своих миссионерских замыслах, Павел написал Послание к Римлянам. Оно было послано из Коринфа (согласно традиционной точке зрения) или же из Филипп непосредственно перед отплытием в Троаду, так как Павел говорит в заключительных главах, что завершил свое благовествование всюду до Иллирика (Рим 15:19). Также он сообщает, что несет пожертвования, собранные для бедных церквями Македонии и Ахаии, и что он уже накануне отплытия в Иерусалим, чтобы доставить эти пожертвования (15:25). Он предвидел, что не всеми в Иудее он будет принят радушно, и был намерен вскорости уйти оттуда, чтобы посетить Рим и даже пойти в Испанию (15:24,28,32). Если считать, что глава 16 Послания к Римлянам — неотъемлемая часть этого послания, оно было отправлено в Рим с Фивой, дьякониссой из Кенхреи, которая направлялась туда же (16:1).
У Павла в Риме было много друзей. Он неоднократно пытался посетить их, но всегда что-то препятствовало осуществлению его планов (15:22; 1:13). Церковь в Риме не могла быть очень большой и скорее всего в основном состояла из уверовавших язычников, так как в своем обращении Павел причисляет их именно к язычникам (1:13). Подтверждением этого может быть и более позднее упоминание книги Деяний о посещении Рима апостолом Павлом. В главе 28 Деяний говорится о невежестве евреев в отношении христианской истины. Они слышали о христианстве, но сами его не исследовали, и никто их с этим учением не знакомил (Деян 28:21). Евреи были в явном меньшинстве в языческой церкви Рима, а те евреи, которые жили в Риме, попали туда уже после изгнания при Клавдии и не были знакомы со своими соплеменниками — членами римской церкви.
Происхождение римской церкви неизвестно. В день Пятидесятницы в Иерусалиме были «пришедшие из Рима» (Деян 2:10), которые могли по возвращении домой распространить весть о Христе. Акила и Прискилла были из Рима и, судя по Рим 16:3, туда же и возвратились. В Новом Завете нет сведений о том, что Петр имел отношение к основанию этой церкви. Она, по-видимому, началась с небольшой группки верующих, большая часть которых, вероятно, переселилась в Рим из других мест.
Павел по нескольким причинам проявлял особый интерес к этой церкви. Его желание видеть столицу империи, понимание нужды римских христиан в наставлении, стремление предупредить активность иудействующих в этой, потенциально очень важной общине, надежда на получение поддержки от братьев по вере перед путешествием в Испанию (Рим 15:24), — все это укрепляло его решение провести с ними некоторое время.
Послание к Римлянам писалось в виду невозможности немедленного личного контакта, взамен него. Оно должно было подготовить римскую церковь к тому, чтобы она стала миссионерским центром наподобие Антиохии, Ефеса, Филипп и других городов, где трудился Павел. Поэтому это послание писалось для наставления в истине, а не для исправления заблуждений в церкви. В этом его отличие от Посланий к Коринфянам. Хотя в Послание к Римлянам входят не все аспекты христианского учения, например, в нем совершенно нет эсхатологии, оно дает более полный и систематический обзор самой сути христианства, чем все другие послания Павла, за исключением, возможно, лишь Послания к Ефесянам. Большинство посланий Павла носит дискуссионный характер, они направлены на исправление заблуждений, а Послание к Римлянам носит, главным образом, характер наставления.
Содержание
Главной темой Послания к Римлянам является откровение праведности Божьей человеку и ее применение к его духовным нуждам. Эта тема является основой всякого христианского опыта, поскольку человек не может иметь общения с Богом до тех пор, пока не будет установлен правильный подход. Послание направлено в основном к язычникам. Павел заявляет, что он — апостол язычников (1:5); в качестве вступления к откровению он дает беглый очерк истории языческого мира с точки зрения религии (1:18-32); он заявляет, что Божье спасение существует и для «язычников» (3:29) и что «нет различия» между иудеем и эллином в отношении веры. Послание к Римлянам утверждает, что спасение универсально по своей сути.
Развитие этой темы — откровение праведности Божьей — лучше всего проследить по плану.
План
ПОСЛАНИЕ К РИМЛЯНАМ: ЕВАНГЕЛИЕ ПРАВЕДНОСТИ БОЖЬЕЙ
I. Введение 1:1-17
Обращение 1:1-7
Автор 1:1-5
Адресат 1:6,7а
Приветствие 1:7б
Причина послания 1:8-15
Тема 1:16,17
II. Необходимость божественной праведности 1:18–3:20
Упадок языческого мира 1:18-32
Судьба тех, кто осуждает 2:1-16
Проблема иудеев 2:17–3:8
Всеобщее осуждение 3:9-20
III. Явление божественной праведности 3:21–8:39
Путь к праведности: вера 3:21-31
Основание праведности: обетование 4:1-25
Обретение праведности 5:1-21
Аспекты практической праведности 6:1–7:25
Результат праведности: жизнь в Духе 8:1-39
IV. Праведность и евреи 9:1–11:36
Избрание Израиля 9:1-33
Спасение Израиля 10:1-21
Падение Израиля 11:1-36
V. Праведность в церковной жизни 12:1-15:13
Призыв к посвящению 12:1,2
Использование даров Божьих 12:3-8
Личные отношения 12:9-21
Послушание властям 13:1-7
Общественные отношения 13:8-14
Братские отношения 14:1-15:13
VI. Заключение 15:14-33
Личные планы 15:14-29
Просьба молиться 15:30-33
VII. Постскриптум 16:1-27
Приветы 16:1-24
Благословение 16:25-27
Оценка
Послание к Римлянам с давних пор считалось основой христианского богословия. Большая часть богословских терминов, таких как оправдание, вменение, усыновление и освящение, взяты из словаря этого послания, а его аргументация считается образцом христианской мысли. Его логический метод очевиден. Вначале дается тема: благовествование Христово «есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (1:16). Нужда в этой силе показана описанием картины падения мира как иудейского, так и языческого, потому что «нет праведного ни одного» (3:10). Если же все осуждены и помощи ждать неоткуда, то избавление должно прийти извне, обеспечивая людям как личную праведность, так и праведность по закону. Избавление приходит во Христе, «Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» (3:25). Так как грешник не может сам себе заслужить спасение, эта праведность должна быть принята верою. Каждый человек, независимо от своего происхождения, восстанавливает свои правильные взаимоотношения с Богом через явленную во Христе благодать.
Главы с 6-й по 8-ю имеют дело с личными проблемами, которые возникают в результате новых духовных отношений. «Оставаться ли нам во грехе, чтобы умножилась благодать?» (6:1). «Станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью?» (6:15). «От закона грех?» (7:7). «Кто избавит меня от сего тела смерти?» (7:24). На все эти вопросы есть ответы в главе 8, где описывается жизнь по Духу.
Отрывок с 9-й по 11-ю главу включительно посвящен более широкому вопросу. Даровав спасение для всех по вере, расторг ли Бог Свой завет с Израилем, установленный через Закон? Павел дает понять, что избрание язычников вполне гармонирует с первоначальным избранием Богом Иакова, а не Исава. Избрание язычников для спасения не менее справедливо, чем избрание Израиля для передачи Его откровения. Воля Бога полная и окончательная, за ее пределами апелляцию подавать некому. Кроме того, неверие Израиля привело к утрате им своего положения, так что теперь начались времена язычников перед Богом. Придет время, быть может, когда закончится эра язычников (11:25), и тогда верующие Израиля войдут в свое наследие. Однако отношения Бога с язычниками не произвольны и не случайны, но вполне согласованы с Божьим планом.
Практическая часть Послания к Римлянам посвящена описанию применения спасения (о котором говорят первые одиннадцать глав послания) с точки зрения этических норм. Искупленный человек обязан жить праведно: «Живем ли, или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (14:8,9). В заключении (15:14-33) Павел говорит о своем личном долге перед Христом — благовествовать «не там, где уже было известно имя Христово» (15:20). Обязанности по распространению Евангелия праведности он изложил на языке миссионерских терминов.
Послание к Римлянам — великолепный пример сочетания учения с миссионерством. Если бы Павел не верил, что люди без Христа погибнут и что Бог вменил им Свою праведность, он никогда бы не стал миссионером. Если бы не активная миссионерская работа, он никогда бы не смог так четко изложить евангельские истины, как это сделано в Послании к Римлянам. Это послание показывает, как он «утверждал» обращенных в церквях.
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 1114;