ПОСЛАНИЕ ИАКОВА
Послание Иакова приписывается обычно перу Иакова, брата Господа, который был посредником на соборе. Имя автора появляется в приветствии и там же, когда он приветствует двенадцать колен рассеяния, выражена его ориентированность на евреев. Во всем послании мало признаков систематического христианского учения. Имя Иисуса Христа встречается только дважды (1:1; 2:1), возможно отнести к Иисусу и стих 5:8. Как место собрания упоминается синагога, а не церковь (2:2), иллюстрации взяты из Ветхого Завета или просто из местной жизни. По стилю и содержанию Послание Иакова поразительно сходно с наставлениями Иисуса, особенно с Нагорной проповедью. То же утверждение истины в форме притч и афоризмов, те же простые обороты речи, почерпнутые из повседневной сельской жизни, та же прямота обращения и те же темы. Скудность христологических рассуждении, сильный упор на этику и явное сходство с учением Иисуса, видимо, указывают, что послание писалось во времена, когда Церковь была еще в пределах общего круга иудаизма и не стала независимым религиозным движением.
На возражение, что послание писалось к иудеям рассеяния, которые по времени просто не могли были быть обращены в христианство, стоит заметить, что в Иерусалиме еще во времена Стефана были синагоги для евреев рассеяния (Деян 6:9) и что Иаков имел много знакомых среди паломников, которые ежегодно приходили в Иерусалим на различные праздники (21:20,21). Хотя невозможно абсолютно точно доказать, что Послание Иакова было написано между 45 и 50 гг. н.э., его содержание вполне подходит к этой дате.
Автор
Если Иаков был братом Иисуса, упомянутым в Евангелии (Мк 6:3), их истинную родственную связь нужно еще установить. Был ли Иаков сыном Иосифа от прежнего брака, или сводным братом Иисуса, сыном Марии и Иосифа, или же слово «брат» применялось к двоюродному брату? В разное время выдвигались разные теории, обычно те, кто верит, что Мария была и осталась девой, отдают предпочтение первой или третьей. Третья теория кажется наименее приемлемой, так как ссылки на братьев и сестер Иисуса (Мк 6:3; Мф 13:55; Ин 2:12; 7:3,10) подразумевают связь между ними и Иисусом внутри Его собственной семьи, а не вне ее. Если они были старше Иисуса, но не были детьми Марии, их покровительственное и недоверчивое отношение к Нему тем более понятно (Ин 7:3-5). Тот факт, что Иисус поручил Свою Мать Иоанну, а не одному из Своих братьев, легко объяснялось бы тем, что ни один из них не так уж хотел заботиться о мачехе. Но с другой стороны, то, что они пришли вместе с ней, чтобы увещевать Иисуса по поводу его служения (Мф 12:46-50), может быть подтверждением того, что это были ее сыновья.
Во всяком случае Иаков воспитывался в том же окружении, что и Иисус, и был близок с Ним во все годы, которые вели к Его земному служению. Он получил то же воспитание, что и Иисус. В толковании Божьей истины ему помогало глубокое знакомство с ее историческим и географическим контекстом. Иаков, хотя и не был верующим при жизни Иисуса (Ин 7:2-8), был свидетелем Его воскресения (1 Кор 15:7) и оказался среди тех, кто ожидал сошествия Духа Святого в день Пятидесятницы (Деян 1:14). После ухода Петра из Палестины (12:17) он взял на себя руководство иерусалимской общиной. Он был известен как строгий приверженец Закона (Гал 2:12) и позже стал предводителем тех евреев, которые неловко себя чувствовали из-за репутации Павла (Деян 21:17-26). Было бы крайностью утверждать, что он был противником Павла, но он стоял за более строгое исполнение Закона в жизни христиан, чем то, какое Павел предписывал обращенным из язычников.
Нет никаких признаков того, что Иаков противился учению Павла просто из принципа. Согласно Посланию к Галатам, он подал Павлу руку общения (Гал 2:9,10), а в Деяниях его поведение совсем не похоже на поведение противника. Он старался убрать всякое недопонимание, какое могло возникнуть у евреев относительно того, что на самом деле думал Павел. Но с другой стороны, он, возможно, опасался, что с освобождением от Закона придут распущенность и беспечность в поведении, позорящие имя христиан. Его послание было написано для того, чтобы поощрить к выполнению в жизни практической этики, что было и целью посланий Павла, посвященных практическому применению этических норм.
План
Трудно составить план Послания Иакова из-за разнообразия обсуждаемых в нем тем и из-за того, что эти темы не следуют, по всей видимости, в каком-то определенном порядке. Однако его структуру можно отразить в следующем плане:
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 859;