Если говорить о самом грехе, то надо различать несколько моментов.
Во-первых, видимая сторона греха. Была нарушена положительная заповедь Божия не вкушать от древа познания добра и зла (Быт. 2, 16-17). «Как только совершилось нарушение заповеди, тотчас, – говорит блаж. Августин, – оставила праотцев благодать Божия». В человеке, первоначально чистом и невинном, явилось новое, несвойственное и чуждое ему прежде греховное настроение и внутренняя замкнутость от общения с Богом - Источником жизни [Ливерий Воронов].
Более серьезная его сторона – нарушение нравственной заповеди, нравственного закона: преслушание воли Божией. Это в Откровении всегда называется так: «Грех есть беззаконие» (1 Ин. 3, 4); «непослушание воле Божией» (Рим. 5, 19); «преступление» (там же).
Третья сторона – внутренняя: горделивое разделение твари с Творцом, проявление непомерного самолюбия, которое выразилось в желании быстрым способом добиться равенства с Богом, независимости от Него. С другой стороны, это было преступное желание чувственного удовольствия, которое было воспрещено в данный момент времени.
Сатана искушает человека: «Будете яко бози». Вы знаете, что Бог говорит: «Се, Адам бысть яко един от Нас, еже разумети доброе и лукавое» (Быт. 3:22).
Митр. Филарет: «Человек, вняв искусителю, не только внутренне возжелал быть Богом, но и в самом деле исполнил сие желание столько, сколько мог. Уже ничего не может он для себя сделать более». Он может сделать более, потому что сам Адам, раскаявшись, все-таки не пошел по пути самообожествления, но восстанет «человек беззакония», антихрист, который как раз и достигнет этого состояния, когда он потребует для себя Божеских почестей, что будет выражением доведенного до конца грехопадения, о котором мы читаем в книге Бытия.
В данном случае начало греха – гордыня, и желание стать Богом – это основное.У свв. Отцов разбирается очень подробно, чтов этом грехопадении были, как в семени, заключены все остальные грехи, которые развились в человеческом роде.Какой бы мы грех ни рассматривали, его начало лежит именно здесь.
Последствием грехопадения явилось как физическое повреждение человеческой природы, которое выражается в тленности человеческого естества и его смертности, так и нравственное повреждение, проявляющееся в удобопреклонности воли человеческой ко злу. Свт. Филарет (Дроздов) констатирует как несомненный факт то, что следствия греха прародителей перешли на весь человеческий род:
«Как от зараженного источника естественно течет зараженный поток, так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит заражение грехом и потому смертное потомство».
Учитывая все это, можно сказать, что все люди как потомки родоначальника человеческого рода Адама, хотя и сотворенного по образу Божию, но совершившего тяжкое грехопадение, рождаются с греховным наследственным повреждением своей духовно-телесной природы. Эта прирожденная греховность (άμαρτια) со времен блаж. Августина известна под именем первородного греха(peccatum originale) [Ливерий].
Слово Божие учит нас, что в Адаме «все согрешили», т.е. о всеобщности первородного греха:
«Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла на всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5, 12); «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 5, 7).
Зачатие и рождение – вот канал, по которому передается прародительская порча [Алипий].
Этого закона тления и смерти «не избежала даже Божия Матерь, ставшая, как и прочие люди (кроме Христа), по своему рождению причастницей природы ветхого Адама» [Алипий].
О действительности этого греховного состояния как бы от лица всех его носителей апостол Павел говорит:
«Не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7, 15, 19, 22-23).
Православию чуждо представление о том, что потомки Адама несут личную ответственность за грех прародителей как за свой собственный грех, и первородный грех рассматривается, прежде всего, как порча природы, а не как грех, в котором повинны все люди. Все мы несем наказание за грех прародителей. Это наказание выражается в том, что все люди, как происходящие от Адама: а) подлежат закону тления и смерти; б) не могут войти в Царство Небесное (Ин. 3, 5) как носители греховного, т.е. противного Божественным установлениям состояния природы. Подверженность каждого человека, в силу его происхождения от Адама, этому наказанию называется вменением первородного греха. Тем самым, по своим результатам, первородный грех приравнивается к преступлению закона Божия [Алипий].
Лишь сообщение человечеству Божественной благодати могло даровать человеку спасение от тяжкого закона рождения с его последствиями, страстностью и тлением. Этот новый поток Божественной силы, как подчеркивает апостол Павел, вошел и распространился в человечество таким же путем, каким тление и смерть перешли от первого Адама. Как ветхий Адам, уклонившись от своего назначения, распространил на всех потомков своих плотское рождение, грех и тление, так Новый Адам – Христос, осуществив все, чего не достиг праотец, стал родоначальником нового человечества и распространил на него силу духовного безгрешного рождения, освободил его от греха, избавил от тления и приводит к конечной цели Промысла – обожению [Алипий].
Последствия грехопадения, проклятие [Катихизис]
Последствия падения прародителей имеют общее наименование проклятия. По определению «Пространного Катихизиса», проклятие есть «осуждение греха праведным судом Божиим, а от греха происшедшее на земле зло в наказание человекам».
Грех саморазрушителен. В грехопадении человек, как свободная личность, совершил противоестественный выбор и тем самым навязал своей природе, а в силу своего центрального положения в мироздании и всему материальному космосу, противоестественный способ существования. Грехом в изначально совершенный мир был внесен внутренний разлад. Всемогущий Бог мог бы и после грехопадения сохранить человека в прежнем состоянии, однако ради пользы самого человека не пожелал этого. Таким образом, говоря о последствиях грехопадения, необходимо различать два неразрывно связанных между собой действия: с одной стороны, «естественное» проистечение этих последствий из факта грехопадения, с другой стороны, – попущение этих последствий волей Божией и утверждение их в качестве закона существования для падшего естества. Это Божественное определение, осуждающее грех, и называется проклятием. По отношению к человеку проклятие выражается в изменении состояния человеческой природы, искажении способа ее существования, а также в изменении внешних условий существования человека. Целью проклятия является не отмщение, а исправление человека через смирение его гордыни и приведение его к покаянию.Прежде всего, проклятие выражается в невозможности для человека иметь общение с Богом, в отчуждении человека от Бога как Источника жизни. Будучи Светом, в Котором нет никакой тьмы (1 Ин. 1, 5), Бог, руководствуясь нравственным достоинством добра, не может вступить в общение ни с чем греховным и злым. Иными словами, Бог создает для согрешившего человека условия бытия, наиболее соответствующие его духовно-нравственному состоянию, условия, полагающие предел развитию зла в падшем человеческом естестве.
1) Последствия грехопадения в отношениях между Богом и человеком [Катихизис].
До грехопадения отношение человека к Богу было отношением всецелого и радостного послушания. Человек находился в непосредственном общении с Богом. Божественная благодать, укорененная в природе человека самим актом его сотворения, открывала ему путь дальнейшего обожения.
Своим греховным самоутверждением человек «вытеснил» из себя Бога. Свт. Филарет Московский говорит, что, согрешив, «человек остановил в себе приток Божественной благодати».
В результате благодатная связь с Богом разрывается, человек выпадает из состояния изначального единства со своим Творцом. Если до грехопадения человек ощущал дыхание Божие в своем сердце, то теперь Бог начинает восприниматься человеком как внешний объект, приближение которого вызывает в человеке не чувство любви и радости, но страх (Быт. 3, 10).
Отныне человек уже не может увидеть Бога и не умереть, не может общаться с Ним лицом к лицу (Исх. 33, 20). Состояние человека после грехопадения Священное Писание определяет как состояние вражды против Бога (Рим. 5, 10), а отношение Бога к падшему человеку как гнев (Еф. 2, 3). Но объектом гнева Божия являются не сами люди как личности, а греховное состояние их природы, которое не может быть предметом благоволения Божия, ибо «невозможно общение между светом и тьмой» (1 Кор. 6, 14).
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 1128;