Последствия грехопадения в природе человека

А) В нравственном плане в человеческом естестве можно различать три составляющих – дух, душу и тело,между которыми до грехопадения имели место отношения строгого соподчинения. Дух был устремлен к Богу, душа находилась в подчинении духу, тело было послушным орудием души, и весь материальный мир, являясь как бы продолжением человеческой телесности, подчинялся своему владыке – человеку. Грех опрокинул эту изначальную иерархию. Дух, разорвав свою связь с Богом, попадает в зависимость от души, отсюда возникает ложная духовность. Душа порабощается телом, здесь – источник страстей. Тело, в свою очередь, оказывается в зависимости от внешнего мира, порабощается вещественным началам мира сего. В отношении между составляющими человеческой природы вносится разлад: «Ибо плоть желает противного духу, а дух противного плоти, - они друг другу противятся» (Гал. 5, 17).

Без благодатной помощи наше естество становится тленным. Свв. отцы использовали слово «тление» в двух значениях. Во-первых, тление означает подверженность естества страдательным состояниям (болезни, скорби, усталости от труда, физической боли и так далее). Так, после грехопадения в жизнь человека вторгаются телесные и душевные болезни, труд теряет творческую радость. Рождение детей становится для женщины мучительным и сопряженным с опасностью для здоровья и даже для жизни (Быт. 3, 16).

Во-вторых, тление (нетление) означает разрушение, распадение целого на составляющие элементы. Следует иметь в виду, что и во втором значении понятие тления может относиться не только к телу человека, но в определенной степени и к душе, хотя последняя и не имеет элементарного состава. Тление души выражается в дезинтеграции присущих ей естественных сил – разума, воли и чувства.

Итогом этого процесса распада является смерть,самое главное и самое страшное следствие грехопадения.

Попущение смерти есть проявление попечения Божия о человеке, ибо грех обладает свойством накапливаться, и если бы смерть не полагала предела земному существованию человека, то он, совершенствуясь во зле, в конце концов, уподобился бы демонам. Именно неотвратимость смерти открывает для человека путь покаяния.

Б) Следствия грехопадения явственно проявляются и в деятельности высших способностей человеческой души.

Человеческий разум омрачается, что, например, находит свое выражение в неспособности различения добра и зла. Ослабевают и познавательные возможности разума, особенно в части, касающейся познания предметов духовного порядка [Катихизис].

[Левшенко]: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2, 14). Здесь мысль очень серьезная: духовное можно видеть только духовным оком. Один из примеров, который часто приводится, это то, что проповедь о Христе распятом для иудеев соблазн, для эллинов безумие.

Сердце оскверняется дотоле неизвестными чувствами: ненавистью, завистью, унынием и др [Катихизис].

[Левшенко]: Произошло повреждение сердца. Происходит разлад в человеческих чувствах, когда одни чувства берут верх над другими: «Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5, 17). Этот текст говорит не о борьбе духа с плотью, а именно, о разладе в каждом человеке. А человек остается на месте. Более кратко все это можно выразить так: поврежден образ Божий в человеке. Он не исчезает, но повреждается основательно.

Но даже в падшем состоянии свобода делать добро у человека остается. Образ Божий в человеке остается даже тогда, когда он попадает в геенну огненную. Человек лишается только Богоуподобления.

Воля увлекается противоестественными желаниями и становится удобопреклонной более к злу, нежели к добру [Катихизис].

[Левшенко]: Произошло расстройство воли, прежде всего, в области нравственной свободы. Воля преклонилась более ко злу, нежели к добру. Человек потерял свою свободу и становится рабом греха: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 19).

Кстати, отсюда – требование евангельское о том, что необходимо усилие, чтобы приобрести Царствие Небесное: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 13). Так что, усилие, чтобы подняться над обыденной жизнью, причем, с большим трудом, и есть необходимое для воли человека. Обретя духовность, обретаешь свободу («Познайте истину, и истина сделает вас свободным»). Но для этого необходимы большие усилия – гораздо большие, чем когда ты пребывал в истине и мог познавать все ее оттенки.








Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 1140;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.