Естественная и гуманитарная культуры.

Развитие физики, биологии, общественных наук дало нам необозримое множество факторов, которые невоз­можно охватить единым взглядом. Ученые, работающие в близких областях, перестают понимать друг друга. Мож­но ли с этой точки зрения говорить о физиках, экономистах, юристах, биологах и т. д. как о представителях еди­ной культуры, вносящих вклад в общую цивилизацию? Английский физик, философ и романист Чарльз Сноу говорил, что в мире существует две культуры – есте­ственников и гуманитариев (вспомним деление на «фи­зиков и лириков» в 60- и 70-х гг. XX в.). Между ними образовалась пропасть, которая все время углубляется и расширяется, так как духовное и физическое необъединимы.

Без высокого профессионализма, конкретных деталь­ных знаний дальнейшие исследования могут исчерпать себя. Но необходим и комплексный разноплановый ана­лиз, опирающийся на данные различных наук, требую­щий синтеза знаний, появления единых точек зрения. Этот процесс приводит не только к объединению раз­личных дисциплин, развитию конкретных областей зна­ний, но и к новому, целостному видению мира. И оно не менее необходимо для человека, чем конкретные зна­ния конкретных наук.

Истоки нашей европейской цивилизации лежат в ан­тичной Греции, создавшей культуру, обладающую уди­вительной целостностью и единством. Древним эллинам ; удалось не только выжить и выстоять в окружении более богатых и могущественных народов, но и оказаться родоначальниками того рационального гуманизма, который сегодня определяет черты европейской культуры.

Греки обладали на редкость целостным и ясным миропониманием: был Космос, Небо, там жили боги. Боги вмешивались в судьбы людей, готовы были им помогать, были очень похожи на людей. Боги могли даже подни­мать людей на небо и делать их равными себе, но могли и карать, хотя их никогда не покидал дух доброжела­тельства.

В эпоху средневековья влияние античного мира, связь с греческой культурой не прерывались. В эту эпоху по­явились готика, иконы Рублева, сохранилось аристоте­левское видение мира, т. е. того неразрывного единства, где живут вместе и Бог, и Космос, и Человек.

С возникновением научного метода единый и цельный мир распался: человек оказался изъятым из него. Космос стал жить сам по себе, а Человек с его непредсказуемостью, с его духовным миром – сам по себе. Эпо­ха Просвещения довершила эту разобщенность. Мир человека и общества, созданного им, мир неживой мате­рии и живого вещества никак не были связаны в созна­нии ученых. Научные дисциплины в этих трех сферах знания еще долгое время жили самостоятельной жизнью. Чтобы воспроизвести единую, цельную картину мира не хватало эмпирического материала. Таким связующим зве­ном стало в начале XX в. учение В.И. Вернадского о ноосфере, потребовавшее обобщения огромного эмпи­рического материала.

 

Лекция №3. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы.

 

Одним из наиболее важных и существенных вопросов естествознания является проблема материи. Представления о строении материи находят свое выражение в борьбе двух концепций: дискретности – корпускулярная концепция, и непрерывности (континуальности) – континуальная концепция. С ними тесно связаны проблемы взаимодействия материальных объектов, которые проявлялись как концепция дальнодействия (передача действия без физической среды) и концепция близкодействия (передача действия от точки к точке).

Концепция прерывности была создана И. Ньютоном. Подход Ньютона определил исходное положение атомизма, который основывался на признании дальнодействующих сил.








Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 899;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.