Индивидуальность европейского города

Особенность средневекового города, которую унасле­дует Европа Нового времени, состоит в том, что создает­ся новый тип общества и управления, который, приспо­сабливаясь к феодальным структурам, обнаруживает су­щественные отличия от них и проходит определенную эволюцию. Эта эволюция берет начало в XI веке и приво­дит к концу (или, во всяком случае, к значительному ограничению) владычества над городом епископов, захва­тивших в свои руки гражданскую власть, и графов, кото­рых с большим или меньшим успехом назначали импера­торы. Впрочем, епископы нередко официально выполняли функции графов. Случались и волнения, как правило мир­ные, но иногда сопровождавшиеся насилием, — например, в Лане в И 16 году мятежная толпа убила графа-еписко­па. Чаще всего сеньоры даровали горожанам привилегии в виде прав и льгот. Горожане же стали требовать уста­новления формы самоуправления, которую назвали ком-



РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ


муной, но не всегда этого добивались. Традиционная ис­ториография ввела в обращение миф о коммунальном дви­жении, но на самом деле, не считая Италии, горожане редко добивались этой почти полной формы независи­мости. Однако «права», полученные городом Лоррисом в 1155 году, послужили образцом для многих городов, принадлежавших французской короне. Граф Тулузский в 1147 году даровал «свободы» жителям Тулузы, а в 1198 году разрешил выборы консулов жителям Нима; архиепископ Арльский в 1142 и 1155 годах согласился на консульство и учреждение муниципалитета в этом го­роде; в Англии Генрих I между 1100 и 1135 годами даро­вал некоторые права Ньюкаслу-на-Тайне; Генрих II в 1155-м даровал королевскую привилегию Лондону, а в 1171-1172 годах — хартию Дублину; в Италии император Фридрих Барбаросса, побежденный городами Ломбардской Лиги, был вынужден признать их свободы при заключении Констанцского мира в 1183 году. Король Арагона в 1232 году даровал жителям Барселоны освобождение от всех пошлин на товары.

Самоуправление горожан повлекло за собой, кроме все­го прочего, два последствия, оставивших глубокий след в развитии европейских городов. Во-первых, это обычай при­бегать к услугам юристов, законников, которые по боль­шей части не обладали большой юридической культу­рой, — она появится позже, вместе с университетским образованием, — но все же получали теоретическую и практическую подготовку в городских школах, находив­шихся в гуще повседневных проблем горожан. Конечно, этот обычай породит крючкотворческую, бюрократическую Европу. Однако в нравах и обычаях утвердится резуль­тат грандиозных изменений в юриспруденции, которые в XII и XIII веках приведут к перевороту в правовой сис­теме христианского мира: начнется, во-первых, процесс обновления римского права, во-вторых, выработка кано­нического права (за ним останутся такие важные сферы жизни, как ростовщичество и вступление в брак), и кро-


V. «ПРЕКРАСНАЯ» ЕВРОПА ГОРОДОВ И УНИВЕРСИТЕТОВ. XIII ВЕК 165

ме того, будут зафиксированы на письме феодальные обы­чаи и вольности, существовавшие до того лишь в изуст­ной форме.

Второе последствие самоуправления — налоги. В Сред­ние века на людей давили самые разные поборы. Особые повинности были возложены на крестьян. Это были соб­ственно феодальные обложения. Начиная с XIII века — но не раньше — появляются налоги, которых требовали утверждавшиеся в те времена монархии, и эти королев­ские (сегодня мы бы сказали — государственные) налоги очень скоро стали встречать со стороны горожан ярост­ное сопротивление, которое продолжается и в наши дни. Наконец, самыми существенными по объему обложения­ми являлись поборы, устанавливавшиеся и собиравшиеся городами; главными из них были подати. Эпоха налогов в Европе началась прежде всего в городах. Налоги были предназначены для финансирования, как мы сказали бы сегодня, общественных нужд; в XIII веке налоги обосно­вывались схоластическими доктринами, направленными на поиск общего блага. К сожалению, мир налогов очень скоро превратился в мир неравенства и несправедливости.

Эпоха равенства горожан, связанных между собой при­сягой, которую приносили равные равным (таков был под­разумеваемый смысл общинной присяги), продлилась не­долго, — если такая эпоха вообще была. В каждом более или менее автономном городском обществе мгновенно возникало неравенство, более или менее значительное. Образовывалась городская элита, как сказали бы мы се­годня, или слой нотаблей, именитых горожан. Члены этой элиты все больше отличались от остальных размерами со­стояний. Состояния складывались из движимого и недви­жимого имущества, денег — наличных или, по примеру церквей, вложенных в изделия из драгоценных металлов. Городская иерархия учитывала также древность именито­го семейства. Складывались генеалогии именитых горо­жан, не имевшие ничего общего с сеньориальными рода­ми, и членом элиты мог стать горожанин, не обладавший










Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 685;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.