Иерархия городских ремесел

Неравенство внутри городского общества сильнее все­го проявилось в ремесленных объединениях, которые по­степенно стали самой могущественной силой в городе. В Италии, где профессиональная организация была наи­более крепкой, установилась большая дистанция между старшими и младшими цехами (буквально: «искусствами», поскольку латинское слово ars, «искусство», означало так­же и «ремесло», «цех»). Во Флоренции эта система была наиболее совершенна; там выделились одиннадцать стар­ших цехов, объединявших богатых торговцев, и множество младших цехов, объединявших ремесленников, а кроме того, среди одиннадцати старших цехов установилось пре­имущество первых пяти, объединявших только тех ком­мерсантов, которые действовали на международном уровне. Это были объединения «Калимала» — крупные импорте­ры-экспортеры шерсти, занимавшиеся также банковским делом, и «Пор Санта Мария» — торговцы шелком, а так­же врачи, бакалейщики и галантерейщики, которые объ­единились в одну большую корпорацию и торговали все­ми товарами под общим названием «пряности»; в спра­вочнике того времени их значилось 288 наименований. Городская верхушка образовала то, что мы именуем спор­ным термином «патрициат», — сословие патрициев. Не­сомненно одно: над средневековыми городами господство­вали самые богатые и могущественные из этих именитых граждан — купцы. Однако не будем забывать, что глав­ным источником богатства средневековых городов было производство, а не торговля. Это весьма отчетливо на­блюдается на примере другого региона Европы, Фланд­рии, где развитие городов в Средние века происходило так же бурно, как в Северной и Центральной Италии. Бельгийский историк Шарль Верлинден (Verlinden) зада­ется вопросом: «Купцы или ткачи?» — и утверждает: «Именно производство лежит в основе демографических


V. «ПРЕКРАСНАЯ» ЕВРОПА ГОРОДОВ И УНИВЕРСИТЕТОВ. XIII ВЕК 169

изменений, которые привели к рождению и развитию фла­мандских городов. Торговля родилась из производства, а не наоборот».

Производство — это изготовление сукна. Текстильная Европа породила Европу торговую. Но прежде, чем гово­рить о купцах, нужно как следует объяснить значение сред­невекового города, который был основной движущей си­лой динамичного развития Европы.

Европейский город: Иерусалим или Вавилон?

В Средние века воображаемое всегда играло существен­ную роль, принимая форму различных символов: борьба за и против города в XII веке велась внутри сферы библей­ских представлений. Это отчетливо видно на примере двух типичных высказываний. Когда в Париже число учителей и студентов стало значительным, о чем пойдет речь даль­ше, святой Бернард, поборник монастырской культуры, творимой в одиночестве, явился в Париж, чтобы воззвать к учителям и студентам на горе Святой Женевьевы: «Бе­гите из этого Вавилона, бегите и спасайте ваши души, по­спешайте все вместе в убежища, каковые суть монастыри». А спустя несколько десятилетий аббат Филипп де Арван пишет юному ученику: «Влекомый любовию к науке, при­был ты ныне в Париж и обрел сей Иерусалим, коего столь многие взыскуют». В XIII веке в представлениях людей о городе Иерусалим взял верх над Вавилоном, хотя к концу Средневековья уже обозначились и свойственные городу пороки.








Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 884;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.