ЕПИСКОПСКИЕ ГОРОДА

Первым типом города, распространившимся в средне­вековой Европе, был епископский город. Присутствие епис­копа даже стало основным признаком города, потому что во главе любой мало-мальски значительной группы людей обязательно должен был стоять епископ; он нес ответ­ственность за ритуалы новой религии, которые отправля­лись главным образом в церквях внутри городов. Город­ское население теперь состояло из верующих христиан, и особенно показательной и революционной чертой новой организации городской жизни стало «поселение» мертвых в городах. Мертвое тело уже не было, как у древних, ис­точником ужаса: христианство вернуло в город старые кладбища и основало новые. Город мертвых расположил­ся внутри города живых.

«БОЛЬШИЕ» ГОРОДА

В течение XIII века в ходе городского развития стало больше малых и средних городов, а крупные города, кото­рых было немного, увеличились. Не следует представлять себе города средневековой латинской Европы по образцу современных мегаполисов или больших городов византий­ского и мусульманского Востока. В Средние века боль­шой западный город насчитывал от десяти до двадцати тысяч жителей. На общем фоне выделялись Палермо и Барселона (около 50 тыс. жителей), Лондон, Гент, Генуя, а на мусульманской территории — Кордова (приблизи-


160 РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ

тельно 60 тыс.). В Болонье насчитывалось, по-видимому, от 60 до 70 тыс. жителей, в Милане — 75 тыс. И только Флоренция и Венеция насчитывали 100 тыс. жителей или более, самым же крупным городом был, бесспорно, Па­риж: судя по всему, его население достигало к 1300 году 200 тыс. человек.

ГОРОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Развитие и высокий престиж городов способствовали такому же бурному развитию литературы — в пределах, ограниченных обращением рукописей. Это были городские хроники, восхваление городов. В ту эпоху не любовались ни горами, ни побережьями, не существовало еще даже самого понятия пейзажа, так что из всего географическо­го разнообразия средневековые европейцы имели возмож­ность восхищаться только городами. Восхищение вызыва­ла и многолюдность городов, и их бурная экономическая активность, а также красота памятников, разнообразие ре­месел, широкое распространение культуры, многочислен­ность и красота церквей, плодородность почв, — посколь­ку город был центром, объединявшим вокруг себя дерев­ни, — и наконец, память о прошлом города, зачастую легендарном, мифы о его создании и героях-основателях. Подобные мифы бытовали еще в античности, и вот те­перь Средневековье обновляло эту традицию. Города спо­собствовали формированию чувства истории, появлялась на свет европейская историография. Города, наряду с аб­батствами, были основными темами исторической науки, делавшей тогда первые шаги. Из этих похвал городам наиболее выдающимся, наиболее примечательным был, вероятно, латинский трактат «Чудеса [magnalia, «великие вещи»] города Милана», сочинение миланского педагога Бонвезино далла Рива (1288).








Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 706;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.