А. О. ЧУБАРЬЯН


Книга Ле Гоффа «Рождение Европы» (будем употреблять название русского издания) — это блестящее эссе, которое вво­дит нас не только в проблематику зарождения Европы, но и в круг многих проблем и понятий современной историографии, кото­рые и по сей день служат предметом многочисленных и острых дискуссий в мировом научном сообществе.

В этом плане выделим несколько вопросов, поставленных в книге Ле Гоффа.

Прежде всего, отметим размышления автора о самом термине и, в более широком контексте, о понятии «Европа». Для автора это не просто география или соединение населяющих Европу народов и т. п. Европа, по Ле Гоффу, это гораздо более общее и широкое понятие и явление, это история расселения европейских народов, античное наследие, соседство с миром вар­варов; это культурное взаимодействие, это соединение и разлом, общность идеалов и соперничество и т. д. Для Ле Гоффа средне­вековая Европа — это культурное и религиозное единство, рож­дение промышленности и торговли.

Нельзя без восхищения читать главы книги о возникновении европейских университетов, о европейской архитектуре, вопло­щенной в прекрасных соборах в Париже и Шартре, в Кембрид­же и Лондоне, в Болонье и Барселоне, в Праге и Будапеште, в городах центральной и южной Германии, в ганзейской Европе.

Для автора Европа — это господство латыни и зарождение национальных европейских языков.

Ле Гофф выделяет «прекрасный» XIII век, когда многие про­цессы рождающейся Европы получили свое воплощение.

Автор — не большой сторонник термина «Возрождение» применительно к этому веку, но это не отменяет его глубокого интереса и высокой оценки европейских процессов того време­ни. Для Ле Гоффа рождение Европы связано и с появлением сословия ремесленников и купцов, менявших стиль жизни, эко­номику и торговлю.

В эссе профессора Ле Гоффа отведено немалое место и дея­телям искусства, живописцам и музыкантам, великим гуманис­там того времени. И характеристики всех этих представителей культуры, искусства и науки тесно и органично связаны в книге с общеевропейскими реалиями.


К РОССИЙСКОМУ ЧИТАТЕЛЮ



Естественно, автор не мог в одной книге подробно расска­зать обо всех общих и конкретных особенностях европейской жизни. Так, он лишь наметил контуры Зарождения европейской пацифистской мысли; в равной мере он мало говорит о началь­ных общеевропейских проектах, относящихся, правда, уже к XIV веку и к более поздним временам. В общем плане «евро­пейская идея» как некая общность анализируется сквозь призму внутренних европейских процессов и их распространения на всей территории Европы.

Поскольку в центре внимания автора в основном развитие в регионах Западной Европы в период раннего и зрелого Средне­вековья, то ситуация в Европе Центральной и Восточной зани­мает малое место в книге. Он лишь упоминает о Венгрии и Польше, о Чехии и Балканах, причем события в этой части Ев­ропы интересуют автора в плане взаимоотношения Европы с со­предельными мирами. В более общем ключе такой подход объяс­ним, ибо европейская общность и идея Европы очень часто ин­терпретируются как нечто отличное от других регионов и континентов. Поэтому Польша, Венгрия и Чехия, так же, как и Балканы, упоминаются автором в плане сопротивления экспан­сии монголов, а затем и турок.

Для профессионалов-историков, конечно, всегда интересна и важна оценка Ле Гоффом самого смысла Средневековья и его периодизации. В историографии продолжаются оживленные дис­куссии о «долгом Средневековье», о соотношении «Средних веков» и феодализма и т. п.

Наконец, мы подходим к заключительному, но весьма важ­ному вопросу.

Речь идет о России. В книге Ле Гоффа Русь лишь однаж­ды упоминается как страна, которая, преодолев монгольское нашествие, приступила к собиранию русских земель. Конечно, проблема принадлежности России к Европе — это вопрос более позднего времени, когда в эпоху Петра I и на протяжении всего XVIII века Россия ускоренными темпами сближалась с Европой, с ее установлением и системой, с культурой и общественной мыслью. Но эти процессы имели и свою историю; и в более ранние времена русские княжества взаимодействовали с Евро­пой — в культурно-историческом и в династическом плане, —



К РОССИЙСКОМУ ЧИТАТЕЛЮ


воспринимая многие атрибуты европейской жизни того вре­мени.

Но главное, что хотелось бы подчеркнуть особо, — это сам факт издания всей серии в современной России.

Среди самых различных слоев российской общественности ведутся дискуссии, порой весьма острые, о принадлежности Рос­сии к Европе, об истории политических, экономических и куль­турных взаимосвязей России со странами Европы, о распростра­нении в России европейских идей и представлений. За послед­ние годы в России уже опубликованы многие десятки трудов самых известных деятелей европейской культуры, философии, истории, социологии, экономики и права, — как прошлых вре­мен, так и современных. И в этом общем процессе можно вся­чески приветствовать издание в России книжной серии «Ста­новление Европы», в рамках которой труду французского мэтра Ле Гоффа принадлежит выдающееся место.

Академик А. О. Чубарьян Институт всеобщей истории РАИ









Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 697;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.