Виды железобетонных конструкций и область их применения железобетона.

Для современного ка­питального строительства железобетон является строительным ма­териалом № 1. В зависимости от способов возведения различают железобетонные конструкции:

- сборные, изготовляемые преимущественно на заводах стройиндустрии и затем монтируемые на строительных площадках;

- монолитные, полностью возводимые на месте строительства;

- сборно–монолитные, в которых рационально сочетается использование сборных железобетонных элементов заводского изготовления и монолитных частей конструкций.

Железобетонные конструкции различают по виду арматуры:

- с гибкой арматурой (без предварительного напряжения и с предварительным напряжением);

- с жесткой (несущей) арматурой.

Железобетон применяют в самых разнообразных отраслях строительства, находя в каждой из них свои подходящие области применения. Железобетон применяют:

- при возведении жилых домов, общественных зданий различного назначения, сельскохозяйствен­ных построек;

- при строительстве зданий и сооружений промышленного, гражданского и транспорт­ного назначения;

- в гидротехни­ческом строительстве (плотины, дамбы, гидроэлектростанции) и энергетическом строительстве (для возведения главных корпусов тепловых и атом­ных электростанций, атомных реакторов);

- при возведении различных инженерных сооружений (дымовые тру­бы, телевизионные и водонапорные башни, резервуары и. т. д.).

- в транспортном строительстве (для возведения мостов, водопропускных труб, путепрово­дов, метрополитенов, тоннелей на железных и автомобильных доро­гах, подпорных стенок, для покрытия дорог и аэродромов, железобетонные шпалы, желе­зобетонные опоры контактной сети);

- в горной промышленности для надшахтных сооружений и крепления подземных выработок;

- нередко в судо­строении (например, из железобетона изготовляют корпуса барж) и машиностроении (для изготовления станин и опорных частей тя­жёлых станков и прессов).

В последние десятилетия железобетон стали использовать при взведении платформ для добычи нефти со дна морей в зоне шельфа и для устройства саркофагов и скафандров для захоронения радио­активных отходов и хранения радиоактивных материалов.

Прогнозы показывают, что в нынешнем столетии железобе­тон останется основным строительным материалом для несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений различного назна­чения.

1.4. Краткие исторические сведения о возникновении и раз­витии железобетона.

Развитие строительных конструкций, в том числе и железобетонных, неразрывно связано с условиями матери­альной жизни общества. Появление железобетона во второй поло­вине 19 века совпало по времени с периодом ускоренного развития промышленности, торговли и транспорта. В этот период возникла потребность в строительстве большого числа фабрик, заводов, мо­стов, портов и других сооружений. Как следствие этого увеличи­лась потребность в строительных материалах. С одной стороны это привело к вздорожанию уже известных материалов, а с другой - послужило толчком к появлению новых строительных материалов. К тому же для строительства мостов и многих промышленных зда­ний с дорогим и сложным оборудованием стала ощущаться острая потребность в новых огнестойких, дешевых и надежных в эксплу­атации строительных конструкциях. Это привело к появлению но­вого строительного материала — железобетона, в котором удачно сочетались лучшие качества каменных материалов и стали.

В 2009 году исполнилось 160 лет со времени изобретения железо­бетона. Хотя на звание родины этого материала претендовали также Англия и США, приоритет все-таки следует отдать Франции. Фран­цузы подчеркнули этот факт, отпраздновав столетие железобетона в 1949 году.

Появление железобетона вызвало революционные преобразова­ния в строительстве, влияние которых на современную цивилиза­цию можно сравнить лишь с влиянием таких великих открытий как автомобиль, радио, ядерная реакция. В прошлом веке железобетон получил широкое распространение как материал, имеющий обшир­ную сырьевую базу, экологически безопасный, наиболее подходящий для изготовления различных строительных изделий, конструкций и систем.

Весь короткий исторический путь развития железобетонных кон­струкций (по сравнению с конструкциями из дерева, камня и стали) можно условно разделить на 4 периода.

1. Период возникновения железобетона (1849-1885 гг.) характе­ризуется появлением первых конструкций из армированного бетона. В этот период железобетонные конструкции появились практически одновременно в нескольких высокоразвитых странах (Франции, Ан­глии, США и Германии), где уже производился цемент и стальной прокат.

Первым документально зафиксированным изделием из железо­бетона явилась лодка, построенная в 1849 году Жаном Луи Ламбо, адвокатом по профессии. В 1854 году штукатур из Ньюкасла Вильям Уилкинсон получил патент на конструкцию огнестойкого перекрытия, состоящего из железных полос, укладываемых на рас­стоянии 50 см друг от друга и заливаемых бетоном. Причём для по­вышения прочности перекрытия в пролете полосы укладывались в нижней части сечения, а над опорами отгибались в верхнюю часть. Уилкинсон был первым, кто понял принцип рационального армирования железобетона. В 1867 году французский садовник Жозеф Монье получил патент на изготовление кадок для цветов из железа и цемента. Длительное время, особенно в России, Монье считался изобретателем железобетона. Он получил во многих странах мно­жество разнообразных патентов на конструкции из железобетона (шпалы, трубы, балки и даже мосты). В 1880 году патент на желе­зобетон был получен им и в России.

На развитие железобетона в Англии большое влияние ока­зал французский инженер Франсуа Генебик. Его фирма выиграла несколько подрядов на сооружение различных зданий. Им были по строены мельницы, силосы для хранения зерна, водонапорные баш­ни, портовые сооружения и др.

В 1864 году Франсуа Куанье построил во Франции первую цер­ковь из железобетона. В 1861 году он опубликовал брошюру "При­менение бетона в строительном искусстве", где впервые указал на то, что бетон и стальные стержни в нем работают совместно. Около 20 лет Куанье строил железобетонные сооружения во Франции и в других странах.

В России впервые железобетон был использован в 1879 году ин­женером Д.Ф. Жаринцевым при возведении стен зданий в г. Батуми.

В 1885 году в Германии инженер Вайс и проф. Баушингер провели первые научные опыты по определению прочности и огнестойко­сти железобетонных конструкций, сохранности стали в бетоне, сил сцепления арматуры с бетоном и пр. Тогда же впервые инженер Кёнен высказал предположение, затем подтверждённое опытами, что ар­матура должна располагаться в тех частях конструкции, где можно ожидать растягивающие усилия.

Исследования покрытий Царскосельского дворца показали, что русские мастера ещё в 1802 году применяли армированный бетон, однако не считали, что получили новый строительный материал, и не патентовали его.

2. Следующий период с 1886 по 1917 год называют периодом освоения железобетона в строительстве. В России с 1886 года желе­зобетон стал применяться для устройства междуэтажных перекры­тий по стальным балкам. Много таких перекрытий встречается в Петербурге в зданиях старой постройки. В России развитие желе­зобетонных конструкций шло под влиянием зарубежного опыта и отечественной практики. Начало широкому использованию железо­бетона в России положили проведенные в Петербурге в 1891 году под руководством профессора Института путей сообщения Н.А. Белелюбского публичные испытания различных железобетонных кон­струкций (плит, балок, труб, резервуаров, арочного моста пролетом 17 м и др.). Эти испытания выявили большие преимущества желе­зобетона перед другими строительными материалами. В 1904 году при участии проф. Н.А. Белелюбского в г. Николаеве был постро­ен первый в мире железобетонный морской маяк высотой 40,2 м со стенами толщиной 10 см вверху и до 20 см внизу.

В 1900 году на Парижской всемирной выставке железобетон был официально признан надежным строительным материалом. Но уже с 1898 года железобетонные конструкции нередко применялись в России при строительстве железнодорожных сооружений, шоссейных дорог, в промышленном и граждан­ском строительстве. За несколько лет было построено более тридцати железо­бетонных путепроводов и мостов. Пер­вые в мире ТУ на железнодорожные со­оружения из железобетона МПС России утвердило в 1908 году.

Первая конструкция железобетонной шпалы была предложена еще в 1880 го­ду во Франции, но начало практического применения железобетонных шпал, как в нашей стране, так и за границей отно­сится к 1902-1903 гг. Первые железобе­тонные шпалы в России были изготовле­ны в 1903 году и испытаны в лаборато­рии С.-Петербургского Института Путей Сообщения. Часть этих шпал была уло­жена на одной из станций б. Финлянд­ской железной дороги. Вслед за этим в период с 1903 по 1927 год попытки при­менения железобетонных шпал на на­ших дорогах предпринимались неодно­кратно. Однако широкое применение та­ких шпал началось только в послевоен­ный период.

В 1908 году проф. А.Ф. Лолейт за­проектировал и построил в Москве че­тырехэтажный склад молочных продук­тов с безбалочными перекрытиями. С этого момента железобетон в России на­чал постепенно вытеснять сталь и дерево при выполнении несущих конструкций зданий и сооружений.

Значительные по размаху и глубине исследования несущей спо­собности и трещиностойкости железобетонных конструкций были проведены в конце 19 и начале 20 столетия в Германии под руковод­ством профессоров Мёрша, Баха, Графа, Эмпергера. Полученные результаты были положены в основу разработки теории железобето­на и нормативных документов по проектированию таких конструк­ций.

3. В первый период широкого применения железобетона в нашей стране (1918—1945 гг.) особенно большое распространение он получил в промышленном и гидротехническом строительстве. После ок­тябрьской революции 1917 года произошли коренные изменения в экономике страны. Сразу после окончания гражданской войны пе­ред руководством страны встают задачи восстановления разрушен­ного хозяйства и выполнения все возрастающих планов капитально­го строительства. Решение этих проблем в то время было бы невоз­можно без широкого применения железобетона.

В годы первых пятилеток вследствие больших объемов строи­тельства и тенденции экономии стали, необходимой для нужд маши­ностроения, железобетон постепенно занимает доминирующее поло­жение в капитальном строительстве. Широкое распространение по­лучают монолитные неразрезные балочные перекрытия, многопро­летные и многоярусные рамы (этажерки), арки, элеваторы, силосы, бункеры. В двадцатые годы в стране начиналось строительство крупных электростанций с широким применением бетона и железо­бетона (Волховская, Свирская, Днепровская ГЭС).

В 1928 году у нас в стране появились первые сборные железобе­тонные конструкции, которые затем стали все шире применяться в промышленном и гражданском строительстве.

В это же время начинают применяться тонкостенные простран­ственные конструкции: купола (первый тонкостенный купол диа­метром 28 м был возведен в Москве для планетария в 1928 году, оперный театр в Новосибирске в 1934 году был перекрыт куполом диаметром 55,5 м, который имел толщину оболочки всего 8 см), складки, цилиндрические оболочки, шатры и т. п. В этот период начиналось проектирование и строительство Московского метро.

Появление сталей и бетонов высокой прочности позволило реа­лизовать на практике в 1928-30 гг. идею создания предварительно напряженных железобетонных конструкций. Этого удалось впервые добиться талантливому французскому ученому и инженеру Эже­ну Фрейссине. Предварительно напряженные железобетонные кон­струкции обладают повышенной трещиностойкостью и жесткостью, а также экономичны за счет уменьшения размеров сечений. Это поз­волило значительно увеличить пролеты зданий и сооружений, пере­крываемых железобетонными конструкциями.

Первые теоретические основы расчета железобетонных конструк­ций и принципов их конструирования были созданы трудами пер­вых исследователей железобетона Консидером, Генебиком (Фран­ция), Кёненом и Мёршем (Германия). К концу 19 века в общих чертах сложилась теория расчета железобетонных конструкций по допускаемым напряжениям, основанная на принципах сопротивления упругих материалов. Как выяснилось в дальнейшем, она имеет крупные недостатки.

Бурный рост применения железобетона вызвал необходимость совершенствования теории. Большой вклад в ее дальнейшую раз­работку внесли русские и советские ученые А.Ф. Лолейт (теория расчета по разрушающим усилиям, этот метод расчета применялся в СССР с 1938 по 1955 год), В.М. Келдыш, А.А. Гвоздев, С.М. Кры­лов (разработка метода расчета по предельным состояниям, теория расчета статически неопределимых конструкций по методу предель­ного равновесия), В.И. Мурашев (теория трещиностойкости и жест­кости железобетона), И.И. Улицкий, А.Е. Шейкин, П.И. Васильев, С.В. Александровский (исследования по теории ползучести бетона), К.В. Михайлов, Н.М. Мулин (разработка и исследование новых ви­дов арматуры), В.В. Михайлов, Г.И. Бердичевский, С.А. Дмитри­ев, А.П. Коровкин (разработка и исследование предварительно на­пряженных железобетонных конструкций), С.С. Давыдов (расчет и конструирование подземных сооружений) и многие другие.

4. Второй период широкого применения железобетона в нашей стране начался в 1946 году и продолжается по настоящее время.

После окончания Второй мировой войны весьма резко возрос­ла потребность в новом строительстве, и положение железобетона среди других строительных материалов стало доминирующим.

Железобетон стал основой не только промышленного и гидротех­нического строительства, но и жилищного, теплоэнергетического, транспортного, дорожного, сельскохозяйственного. Широкое приме­нение сборного железобетона совершило переворот в строительной технике. Появились заводские технологии изготовления железобе­тонных конструкций. Претерпели большие изменения конструктив­ные формы зданий и сооружений в связи с переходом на полно­сборное строительство. Создана обширная номенклатура типовых сборных железобетонных изделий для массового применения (бал­ки, фермы, панели, фундаментные блоки, дорожные и аэродромные плиты покрытия и др.). Использование сборного железобетона поз­волило вести строительство круглогодично и в огромных масшта­бах. Если объём применения сборных конструкций в СССР в 1955 году составил 12%, то в 1990 году он составлял уже около 60% от общего объёма производства железобетона.

Дальнейшим развитием теории железобетона стал созданный в нашей стране и применяемый с 1955 года единый метод расчета всех строительных конструкций по предельным состояниям, разработанный профессорами Н.С. Стрелецким, В.М. Келдышем, А.А. Гвозде­вым и др.

Выполненные теоретические и экспериментальные исследова­ния, накопленный опыт строительства и достижения в области улуч­шения качества строительных материалов позволили за историче­ски короткий срок значительно повысить уровень железобетонных конструкций. Об огромных возможностях железобетона как строи­тельного материала наглядно свидетельствуют такие здания и со­оружения:

1) Башня Московского телецентра в Останкино высотой 537 м с 385-метровой нижней предварительно напряженной частью из мо­нолитного железобетона.

2) Торговый центр в г. Челябинске, перекрытый без промежу­точных опор пологой сборно-монолитной оболочкой с размерами в плане 102x102 м.

3). Крытый рынок в г. Минске, перекрытый пологой сборно-монолитной оболочкой из аглопоритобетона с размерами в плане 103x103 м

3) В Париже оболочкой, представляющей в плане правильный треугольник со стороной 218 м, перекрыт выставочный павильон Дворца Техники. Оболочка опирается на три точки и перекрывает площадь 30000 м2. Толщина ее всего 100 мм. Поперечное сечение волнистое. Высота гофра 600 мм .(рис. 5).

 

 

4) В Сиэтле построен ребристый железобетонный купол пролё­том 220 м.

5) В 1998 году в Чикаго закончилось строительство небо­скреба "Миглин Вайтер" (125 этажей, Н = 610 м) с железобетонным каркасом.

6) Скульптура Родина-Мать в г. Волгограде.

7) Из железобетона возводятся дымовые трубы высотой до 420 м.

В настоящее время железобетон является основным конструк­тивным материалом в строительстве, так как он обладает высокой прочностью, долговечностью, стойкостью к воздействию высоких температур и агрессивных сред, способностью твердеть и наращи­вать прочность под водой, допускает изготовление конструкций са­мой разнообразной формы и не требует практически эксплуатаци­онных расходов. Около 85% всех несущих строительных конструк­ций, многие из которых монтируют из сборных элементов, выпол­няют сейчас из железобетона. Такое положение сохраниться, види­мо, и в обозримом будущем. Однако в последнее десятилетие про­изошла некоторая переоценка ценностей в отношении применения сборного и монолитного железобетона. В целом с учетом значитель­ного повышения удельного веса транспортных расходов необходи­мо добиваться взвешенного соотношения между сборным и моно­литным строительством за счет совершенствования технологии из­готовления конструкций из монолитного железобетона и развития сборно-монолитных конструктивных решений. Кроме того, моно­литное строительство требует меньших затрат на создание произ­водственной базы (на 40...45%).

Итогом обобщения научных исследований и опыта проектиро­вания явились действующие ныне нормы проектирования бетон­ных и железобетонных конструкций СНиП 52-01-2003 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения».









Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 4140;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.