Внутренне Александр I был не меньшим деспотом, чем его отец Павел. Но его украшали внешний лоск и обходительность.
В 1801 году при Александре сложился кружок «молодых друзей», состоящий из прогрессивно мыслящих людей. Кружок получил название «Негласного комитета». Комитет за свои взгляды в чиновных кругах гневно именовался «якобинской шайкой». В него входили В. Кочубей, участник революционных событий в Париже, Адам Чарторыйский – знаток государственного устройства Англии, 22-летний Петр Строганов, который в свое время оказался в водовороте Великой французской революции, был членом общества якобинцев. «Молодые друзья» убеждали Александра в необходимости ослабить гнет крепостников, регламентировать крестьянские повинности, преобразовать государственный аппарат.
О либеральных настроениях во внутренней политике Александра I свидетельствуют его первые указы при вступлении на престол. Указом от 15 марта 1801 года была объявлена амнистия политическим ссыльным. С улиц городов были убраны виселицы. В 1803 году был издан Указ «о вольных хлебопашцах» (о нем мы уже говорили). С 1807 года ближайшим советником царя становится Сперанский человек энциклопедически образованный, с поистине государственным умом (он владел 6 иностранными языками, в совершенстве знал математику, философию, был первоклассным стилистом). Сын бедного священника Сперанский в короткий срок сделал фантастическую карьеру. Будучи секретарем В. Кочубея (одного из «молодых друзей» царя) он случайно попался на глаза монарху и буквально очаровал его. Став в 1809 году государственным секретарем, Сперанский разрабатывает сложную, многоступенчатую реформу преобразования Российской империи в правовое буржуазное государство. В основу государственного устройства России Сперанский первый положил идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (Сенат – высший судебный орган, Государственная Дума – законодательный, министерства – исполнительный). Необходимо подчеркнуть, что конституционный проект Сперанского не заимствован и не являлся подражанием ни одной из действовавших конституций Запада. Проект Сперанского практически на сто лет предвосхитил Манифест 17 октября 1905 года. Но в 1905 году уже было поздно направлять Россию по либеральному пути, выбор ею был сделан в сторону революционных преобразований.
Сперанский предлагал Российской империи такую политическую структуру, при которой монарх будет делить власть со своим народом и которая привела бы Россию к конституционной монархии.
Государственный Совет задумывался Сперанским, как своеобразное связующее звено между императором и новыми государственными органами: Государственной Думой, Сенатом и Кабинетом Министров. Однако царь не пошел на ограничение самодержавия таким представительным органом как Государственная Дума. Почему Александр I отказался от согласованного с ним же проекта – остается загадкой. Видимо, не последнюю роль здесь сыграл Аракчеев, а также знаменитый историк Н.М. Карамзин, который в своей «записке» к Александру I вещал, что самодержавие должно быть незыблемым, что его не нужно облекать никакими законами, ибо «в России государь есть живой закон». Из проектов Сперанского осуществился лишь один: 1 января 1810 года был обнародован Манифест о Государственном Совете. В Манифесте мы видим другой государственный орган, нежели тот, который задумывался Сперанским. В Манифесте Государственный Совет предстает как законосовещательный орган, в котором должны были разрабатываться проекты будущих законодательных актов. Они должны были получать юридическую силу лишь после утверждения их императором. Членами Госсовета являлись по должности (министры), а также назначаемые царем крупные чиновники, помещики. В различные годы число их колебалось от 40 до 80. Первый состав Совета насчитывал 35 человек, из них 19 человек были князья и графы, остальные – крупнейшие землевладельцы и военные. Госсовет состоял из 5 департаментов. Председателем его был император. Делопроизводство велось канцелярией Госсовета. Свою главную задачу – подготовку законопроектов Госсовет осуществлял недолгое время. Со второй четверти XIX века они стали разрабатываться в Собственной его величества канцелярии. Но еще при жизни самого Александра I под давлением реакционных кругов царь часто игнорировал Госсовет, принимал законы без рассмотрения их в Совете. Произвол русского абсолютизма продолжался. Осуществление проекта Сперанского могло бы повести Россию по пути отхода от феодального самовластия к началам буржуазного права. Но, увы, этого не случилось. Крепостническое общество было не готово к таким преобразованиям. В 20-е годы Госсовет был оттеснен на второй план. Особое значение постепенно приобретала «Собственная его величества канцелярия». Она стала органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов госуправления, т.е. отбирает эти функции у Сената. Канцелярия превратилась в непосредственный аппарат при царе, который постепенно разрастался. Уже в 40-е годы канцелярия состояла из 6 отделений:
1 отделение – контролировало деятельность министров, готовило законы, ведало назначением и увольнением высших чиновников;
2 отделение – занималось кодификацией законов;
3 отделение – руководило полицией, вело борьбу с государственными преступлениями, с революционным движением.
4 отделение – занималось женскими учебными заведениями и благотворительными учреждениями.
5 отделение – подготовка проекта реформ по управлению государственными крестьянами.
6 отделение – подготовка предложений по управлению Кавказом.
В начале XIX века в России на смену коллегиям пришли министерства. В 1802 году издан царский манифест «Об учреждении министерств». Было создано 8 министерств:
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 926;