Таким образом, крестьян не только прикрепили к земле, но и к личности владельца, они стали его собственностью.

Холопы.Большое распространение в XVI – XVII вв. получило кабальное холопство. Кабала – письменное долговое обязательство. В соответствии с ним должник обязан был «за рост платити» или «за рост служити», т.е. либо выплачивать проценты, либо погашать их службой. Лица, отдавшие себя в служилую кабалу, были обязаны до уплаты долга служить кредитору, причем эта служба шла не в погашение долга, а вместо уплаты процентов по займу. При таких условиях возвратить долг было практически невозможно. Кабальные люди, таким образом, были разновидностью холопов. Они передавались по наследству, их жены и дети считались также холопами, их могли дарить, отдавать в приданое.

В 1597 году вышло Уложение о холопах, по которому кабальным холопам запрещалось уходить от хозяина даже после уплаты долга. Лишь после смерти владельца кабалы холоп вместе с семьей подлежал освобождению, а его долг аннулировался.

Согласно Уложению о холопах источники холопства сокращались. С окончанием феодальных войн потерял свое значение плен. Прекратилось обращение в холопов за преступления, также за долги уже не обращали в холопство. Но по-прежнему сохраняло свое значение в качестве источника полного холопства рождение от холопов и вступление в брак с несвободным.

Однако экономические интересы побуждали феодалов наделять своих холопов землей, налагать на них повинности. В этом было заинтересовано и правительство, так как холопы, получившие землю, зачислялись в тягло. Таким образом, полное холопство постепенно отмирает, холопы начинают сближаться с крестьянством, крепостное состояние которых имело ряд черт рабства. Позже, при Петре I холопы и крепостные крестьяне сольются в одно сословие.

Посадские люди. К середине XVII века сложилась определенная сословная группа, получившая общее название «посадские люди». Это было городское население, которое включало: гостей, гостиную сотню, суконную сотню, черные сотни и белые слободы. Посадские люди делились на 3 группы: 1) большие; 2) средние; 3) молодшие. Большие – это верхушка посада. Сюда входили гости, т.е. богатые купцы, которые вели внешнюю торговлю. Они не платили торговых пошлин, не несли посадского тягла, имели право владеть вотчинами. За ними шли торговые люди гостиной и суконной сотни, которые составляли группу средних. Основную массу посадского населения составляли ремесленники, мелкие торговцы и другие. Они несли посадское тягло, различные повинности, платили таможенные и другие пошлины.

Кстати, некоторые исследователи не включают в число посадских людей гостей, и торговых людей гостиной и суконной сотен. Они считают, что в их положении было много особенного, привилегированного, что сильно отличало их от основного посадского населения.

В состав посада входили и служилые люди «по прибору»: стрельцы, пушкари, казаки. Они были освобождены от платежа податей и от посадского тягла.

Кроме посадских в городе жили духовные и светские феодалы (беломестцы). Они не платили податей, не несли тягло. Создавая в черте города, а также вблизи города свои торгово-промышленные слободы, они стягивали туда часть посадского населения, создавая тем самым конкуренцию посаду. Вся тяжесть налогового бремени падала на оставшихся членов посадской общины.

Это породило острую борьбу «черного посада» с «белыми слободами» и их хозяевами, феодалами-беломестцами. После восстания в 1648 году в Москве и ряде других городов правительство конфисковало безвозмездно все слободы беломестцев, передав их посадам. Соборное Уложение 1649 года закрепило эту передачу, т.е. «белые слободы» были ликвидированы.

По Соборному Уложению только люди, входившие в состав посадской общины, могли владеть дворами и лавками, заниматься торговлей и промыслами. Исключение делалось только для низших разрядов служилых людей. Им разрешалось заниматься торговлей и ремеслом, но с уплатой податей за свои промыслы.

Сделав ряд уступок посадским людям, (ликвидировав белые слободы), Соборное Уложение 1649 года вместе с тем запретило переход из посада в посад, прикрепив, таким образом, посадских людей к месту их жительства.

Вывод:Для общественного строя середины XVII века характерны следующие моменты:








Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 866;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.