Подсказки удерживающих за собой право говорить
Чтобы сохранить за собой слово, оратор должен производить впечатление человека, которому нужно еще очень многое сообщить присутствующим. Это может быть достигнуто различными способами. Чаще всего в процессе самоутверждения активно участвуют глаза. Если в разговоре участвуют только два человека, взгляд слушающего с большим вниманием устремлен на говорящего, нежели взгляд оратора на своего собеседника, одна из причин, по которой говорящий проявляет меньше внимания к собеседнику и реже смотрит на него, связана с тем, что оратору необходимо непосредственно во время разговора логическивыстроить те мысли и соображения, которые я собирается изложить. Сделать это будет значительно сложнее, если говорящий будет то дело отвлекаться, наблюдая за лицом слушателя, качестве другой причины могут быть названы индивидуальные особенности восприятия слушающим внимательного взгляда оратора. Первый однозначно расценит такой взгляд как свидетельство о стремлении оратора уступить слушающему свою роль. Поэтому, если оратор намерен продолжать говорить, то ему лучше не задерживать лишний раз свой взгляд на слушающем его человеке, ибо в противном случае может возникнуть ложное впечатление, будто оратор уже внутренне готов закончить речь.
Оратор должен учитывать, что в конце каждого предложения отчетливо звучит интонационная точка, свидетельствующая о том, что речь, весьма возможно, завершена, и слушающий действительно может истолковать конец фразы как окончание последнего отрезка речи говорящего. Чтобы иметь возможность говорить и дальше, оратору необходимо послать и некоторые другие, дополнительные сигналы, свидетельствующие, что конец фразы вовсе не является концом всей речи. Голландский психолог Иоханнеке Касперс сделал замечательное открытие: оказывается, речи оратора присуща особая мелодика, которая воспринимается как свидетельство его намерения продолжить свою речь. Сигналом о подобных намерениях оратора является то, что последний ударный слог фразы он произносит, повысив голос, и голосом той же высоты будет произнесен весь следующий отрезок речи вплоть до паузы. Говорящий может произвести более сильней впечатление и подчеркнуто обозначить свое намерение продолжить речь, если включит в свое повествование короткие забавные истории или шутки.
Другой способ — с самого начала заявить тех логически связанных между собой моментах на которых говорящему хотелось бы остановиться в своей речи.
Например, если говорящий намерен обсудит некоторые религиозные проблемы, то едва ли его захотят прервать, если он сразу же скажет своем милой собеседнице, что существует как минимум пять доказательств бытия Божия, а затем приступит к последовательному обсуждению каждого и i них. Тогда дама едва ли покусится оборвать его речь, скажем, после третьего доказательства, поскольку ей будет уже известно, что предстоит вы слушать еще два. С не меньшим успехом можно удержать за собой право продолжить повествование, если воспользоваться техникой вставления и свою речь таких слов и выражений, как «и», «;и также», «кроме того», «к тому же» — все эти «соединительные ткани» разговорного языка живо сообщат слушающему, что говорящий намерен продолжать рассказ.
Бывают ситуации, когда наши собственные руки могут оказать нам столь незаменимую услугу, какой является поддержка нас в намерении продолжить речь. В главе 11 «Подсказки, характерные для иностранцев» будет более подробно рассказано о том, о чем мы лишь вкратце упомянем в этой главе — например, о манере итальянцев вести отсчет тем разговора при помощи пальцев. Заранее обдумав, на каком количестве проблем оратор хочет заострить свое внимание, он либо разжимает, либо загибает палец, показывая тем самым, до какого по счету пункта он добрался в данный момент и сколько вопросов еще предстоит осветить. К преимуществам метода, основанного на привлечении внимания посредством рук, можно отнести то, что, поскольку подсчет уже рассмотренных тем ведется при помощи пальцев, обозначенное пальцами число остается всегда на виду. Оно не исчезает из поля фения и внимания слушателя как в случае устного счета и не улетучивается вместе со сказанным по принципу «с глаз долой — из сердца вон». Нет, пальцы всегда отчетливо свидетельствуют о том, что говорит и делает оратор; они всегда на виду, и их невозможно игнорировать. Если в привычку говорящего уже вошло использование пальцев для подсчета, то это дает ему еще одно преимущество — возможность постоянно жестикулировать и совершать движения руками, то есть подавать верный сигнал о том, что он стремится продолжить свою речь.
Кроме того, ораторы могут удерживать за собой слово посредством того, что уже одним своим видом отбивают охоту у кого бы то ни было прерывать себя, а если кто-нибудь и осмелится вставить словечко в речь такого оратора, то на него посмотрят как на муху или попросту не заметят его. Ораторы и в самом деле порой производят обескураживающий эффект на всякого вознамерившегося их прервать. Это достигается благодаря тому, что они находятся как бы в ударе — говорят с пафосом, отвернувшись от слушающего, постоянно жестикулируя, последовательно разворачивая перед ним свои мысли, - словом, их манера речи такова, что сводит к минимуму возможность того, что слушающий предпримет попытку перехватить слово. Ораторы, которые дали себе зарок придерживаться стратегии «превентивного удара» по слушающим, подавляют в зародыше всякую их попытку встрять в разговор. Одной из самых выразительных особенностей манеры поведения Маргарет Тэтчер был ее «искрометный краткий взгляд», который она использовала, чтобы сделать особый акцент на том, что она говорит, и дать всем ясно почувствовать, что она принадлежит к кругу тех людей, с чьим мнением хочешь не хочешь, а приходится считаться. Мик Джаггер тоже использовал искрометный быстрый взгляд с целью подчеркнуть значимость того, что он говорит.
Но если кто-нибудь все-таки решится прервать говорящего, он может вновь утвердиться в роли оратора одним из следующих способов. Во-первых, он может начать говорить громче. Во-вторых, действовать в соответствии с тактикой, которую Альберт Шефлен назвал «парализация».
Говорящий, который оказался застигнут врасплох репликой вмешивающегося в разговор, так и застывает в той позе, в которой был — например, с поднятой в процессе жестикуляции рукой, — словно играет в живые картины или хочет представить из себя статую. Словом, человек должен оставаться в этой позе до тех пор, пока ему не представится возможность вернуть себе утраченный было статус оратора. Замерев и держа неподвижно руку в воздухе, он свидетельствует о том, что теперь именно его очередь говорить, что он не закончил речи и намерен стоять в этой позе до тех пор, пока ему не вернут роль оратора. Когда же он убедится, что вернуть слово подобным образом ему не удастся, он, возможно, опустит руку. Поступив таким образом, он подаст сигнал о том, что отказывается от своих прав на роль оратора.
Существует и другой способ сохранения статуса оратора. Он связан с тем, что говорящий будет всеми возможными способами удерживать окружающих в роли слушателя, и при всяком удобном случае проверять, насколько они следуют ей и не пора ли им напомнить об их месте в разговоре, а при случае и одернуть. Мы уже упоминали о том, что всякий слушающий обязательно подает сигналы обратной связи. Это может выражаться в форме одобрительных кивков, разного рода восклицаний, типа «угу», и различных замечаний, назначение которых - - поощрить оратора и показать ему, что слушающий не испытывает ни малейшего желания поменяться с ним ролями.
Люди, которым нравится подолгу выступать в роли оратора, инстинктивно понимают, что лучший способ удержать своего собеседника в роли слушателя — это помочь ему создать нечто вроде канала обратной связи. Добиться этого можно двумя путями. Один из них — это постоянное использование выражений типа «вы понимаете?», «не кажется ли вам?», «верно?», «о'кей» и, наконец, фирменной формулы Фрэнка Бруно: «Вам ясно, что я имею в виду?» Эти и подобные им выражения являются примерами «запроса обратной связи», поскольку они, обращаясь к слушающему, предлагают ему выработать определенный тип реакции на оратора или сформировать канал обратной связи и, таким образом, еще глубже погружают вашего собеседника в роль слушающего. Другой способ «включить» канал обратной связи - - это стремление поощрить слушающего, когда он или она сами пытаются установить подобную обратную связь. Если оратор улыбается или с подчеркнутой выразительностью смотрит на слушающего всякий раз, когда тот произносит «угу», то очень скоро у слушателя возникнет непреодолимое желание создать более активный канал обратной связи, что впоследствии приведет к решительному нежеланию поменяться ролями с оратором.
Выражения типа: «Вам ясно, что я имею в виду?» — могут сослужить добрую службу в качестве помощников, которые постоянно осуществляют запрос обратной связи, особенно если в ходе беседы в среде слушателей назревает протест, если оратора стремятся забросать вопросами и поставить под сомнение авторитетность его суждений. Но та же самая фраза может оказать и неоценимую услугу, будучи «призывом к взаимопониманию» или «призывом к согласию». Другими словами, данная фраза является декларативным утверждением, которое в итоге обозначает предрасположенность к взаимопониманию и согласию между говорящим и слушающим. Когда оратор говорит: «Вам ясно, что я имею в виду?», то он необязательно настаивает на том, чтобы слушающий активно поддерживал обратную связь; возможно, он просто пытается обрести в слушающем сторонника своих взглядов.
Некоторые ораторы стремятся залпом выпалить всю накопленную информацию и таким путем удержать при себе верного слушателя, чьим вниманием они хотели бы владеть безраздельно. Когда оратор проявляет агрессию, стремясь сохранить за собой слово, слушающий иногда реагирует на это тем, что отворачивается от говорящего всем телом и отводит глаза. В целом его поведение можно охарактеризовать как попытку найти какую-нибудь лазейку, чтобы улизнуть. В подобном случае принципы распределения ролей оказываются перевернутыми с ног на голову, поскольку нормальным следует считать такое положение дел, при котором слушающий оказывает несравненно больше знаков внимания говорящему, нежели оратор — слушающему. Если слушающий ищет возможности скрыться, он не представляет угрозы для словоохотливого оратора, ибо не покушается на его роль. Однако, чтобы иметь возможность пребывать в роли оратора, говорящий бывает иногда крайне заинтересован в том, чтобы и слушающий оставался верен отведенной ему роли. Иногда эта цель достигается при помощи физического контакта.
Например, в XIX веке был широко распространен обычай удерживать слушателя в течение всего долгого и нудного разговора с помощью такого приема, как «хватание за пуговицу». Чтобы завладеть вниманием слушателя и не позволить ему ускользнуть, оратор удерживал за пуговицу пиджака. Английский очеркист Чарльз Лэм предоставил нам слегка утрированное описание подобной методики ведения разговора:
«Я направлялся из собственного дома в Энфилде в Индиа-хаус. Дело было утром, и я торопился, ибо опаздывал. В этот момент я повстречал Кольриджа, который направлялся ко мне, чтобы нанести мне ответный визит. Он был всецело поглощен какой-то новой идеей. Несмотря на все мои уверения, что времени у меня в обрез,
он провел меня через калитку заброшенного сада, раскинувшегося на обочине дороги, и здесь, укрытый от сторонних взглядов живой изгородью вечнозеленых растений, крепко схватил меня за пуговицу пиджака и, закрыв глаза, начал велеречивую проповедь. Его правая рука плавно покачивалась в такт словам, которые мелодичным потоком так и лились из его уст. Я внимал, затаив дыхание, но удары церковного колокола воскресили во мне уснувшее было чувство долга. Я осознал, что нечего было и думать вырваться. Воспользовавшись тем, что он с головой ушел в снимавший его предмет, я, — благо с собой был перочинный нож, — тихонечко срезал с пиджака пуговицу и был таков. По прошествии пяти часов и возвращался домой той же дорогой -- мимо сада. Услышав голос Кольриджа, я заглянул за ограду и увидел, что он стоит на прежнем месте — глаза закрыты, пуговица в пальцах, а правая рука грациозно покачивается в такт речи, как и в тот миг, когда мне удалось улизнуть от него. Не срежь я пуговицу, он бы до сих пор так и не отпустил меня».
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 758;