Замысел новой науки.
Гуссерль пишет, что необходимо вернуть человеческое мышление на почву опыта, но под «опытом» можно понимать разное.
Ученый, как он фактически существует (реальный исследователь, прежде всего естествоиспытатель, поскольку наука всегда ориентировалась как на свой образец на естествознание) понимает под «опытом» опыт неких внешних вещей (чего-то, что можно пронаблюдать, провести эксперимент, что можно потрогать). А это – не единственная форма опыта. Есть еще внутренний опыт (но его ученый «опытом» не назовет). То есть, говоря об «опыте», ученый уже произвел некую выборку, что будет включено в понятие «опыт», а что заведомо (apriori) опытом считаться не будет.
Позитивизм, грубо говоря, и есть такая философия ученых, исключающая из сферы научного рассмотрения все, связанное с человеческой субъективностью (изначальный пласт опыта).
Гуссерль в статье «Феноменология», написанной им для британской энциклопедии, объясняя смысл своего проекта (то есть, что такое феноменология), пишет, что нужна еще наука, которая занималась бы, собственно сознанием. Не тем или иным видом предметного бытия, а тем, как сознание воспринимает вещи.
«Феномен» дословно – «то, что видно», «феноменология» - «наука о том, что видно», о том, как все дано сознанию. Феноменология – разновидность гносеологии, а не какая-либо онтология. Она говорит не о том, как что-либо есть, а о том, как что-либо воспринимается сознанием[1].
[1] В принципе, сходные вещи говорит Кант, объясняя свой замысел «критики чистого разума». Кант тоже имеет в виду науку, которая занималась бы структурой познания.
_____________________________________________________________________________
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 720;