Идея эволюции.
Идея эволюции Вселенной зарождается именно в рамках позитивистского образа мысли. В отличие от философов других направлений, для объяснения движения материи позитивист не будет искать причин, чуждых природе самой этой материи (скажем, не будет утверждать как Гегель, что материя движется лишь по видимости, а, на самом деле развивается проявляющийся в ней дух).
Итак, для позитивиста само собой очевидно, что материя способна развиваться (самоусложняться).
При этом если в 17-м, 18-м веках под «движением материи» понималось, прежде всего, как механическое движение (и мир понимался по аналогии с часовым механизмом), то к середине 19-го века понятие «движения» значительно усложняется.
Впервые идея эволюции была высказана Гербертом Спенсером. В 1852 году, за семь лет до публикации «Происхождения видов» Чарльза Дарвина выходит его работа «Гипотеза развития». Если Дарвин (чуть позже) говорит об эволюции живого, то Спенсер - о развитии Вселенной в целом.
Спенсер формулирует три закона эволюции Вселенной. По мере развития материи
1) менее связанная форма переходит в более связанную (например, образование звезд);
2) гомогенное состояние сменяется гетерогенным (например, движение от амебы к млекопитающему);
3) неопределенное состояние сменяется определенным (например, превращение племени в цивилизованный народ)
В рамках позитивизма, вопрос о происхождении живого из неживого, в принципе, оказывается разрешим. Потому что живое рассматривается как более сложная ступень самоорганизации материи, нежели неживое (возникновение живого из неживого – переход с одного уровня сложности на другой). Аналогично обстоит дело и с объяснением происхождения сознания.
Основная работа Г. Спенсера: «Система синтетической философии» (1862-1896).
Эмпириокритицизм. Эрнст Мах (1838-1916),Рихард Авенариус(1848-1896).
Разновидностью позитивизма является эмпириокритицизм. Его еще называют «третьим позитивизмом» (первый – контовский, второй - позитивизм Спенсера).
Позитивизм Маха и Авенариуса, - наиболее радикальный эмпиризм из всех, когда-либо существовавших.
Можно сказать, они возвращаются к Канту (от классического позитивизма), к высказанной Кантом мысли, о том, что не только душа и Бог, но и мир («мир в целом», «объективная реальность») является непознаваемым.
На опыте он не дан (на опыте дана последовательность феноменов) и, следовательно, является метафизической конструкцией.
В своей работе «Критика чистого опыта» Авенариус пишет, что то, что мы называем «опытом», все еще чересчур засорено теоретическими конструкциями. Что разуму человека только еще предстоит вернуться назад, к опыту.
Подобно Беркли и Юму Мах и Авенариус определяют вещи как «устойчивые пучки восприятий»; понятие «материи» находят столь же излишним и метафизичным, как и понятие «духа».
Мах пишет: «Ощущения человека, точно так же, как ощущения различных людей, обычно взаимным образом зависимы. В этом состоит материя».
«Мир, не заключается в таинственных сущностях, которые, также загадочно действуя одна на другую, порождают доступные нам ощущения…... Вещь, тело, материя суть не что иное, как связь элементов, цветов, звуков и т.п., не что иное, как так называемые знаки»[1].
Работы Эрнста Маха: «Механика. Историко-критический очерк ее развития» (1883), «Анализ ощущений и отношение физического к психическому» (1900), «Научно-популярные лекции» (1896), «Познание и заблуждение» (1905).
Работы Рихарда Авенариуса: «Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил» (1876), «Критика чистого опыта» (1888—1890), «Человеческое понятие о мире» (1891).
[1] Эрнст Мах «Анализ ощущений и отношение физического к психическому». Цитируется по Д. Реале, Д. Антисери «Западная философия от истоков до наших дней».
______________________________________________________________________________
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 873;