Кто такой ницшеанский «сильный»?
Кто же такой ницшеанский «сильный»? Ясно, что это – тот, кто сам устанавливает себе свои собственные рамки, свои законы. Тот, кто умеет приказывать самому себе, и поэтому в состоянии приказывать другим[1].
Мы найдем у Ницше высказывание, о том, что одни рождены приказывать, другие – подчиняться, что есть люди сильные и слабые, что люди не равны и не могут быть равны. Но это деление людей на «сильных» и «слабых» Ницше никак не привязывает к делению на классы, социальные группы или нации. Тот, кто считает себя сильным и может быть сильным, тот и сильный (не хочешь быть частью толпы, - не будь ей).
Идеологи немецкого фашизма любили Ницше, считали его своим идейным предшественником, но нацизма мы у него не найдем, не найдем проповеди расового (или классового) неравенства.
По всей вероятности, живи Ницше в 20-м веке, он бы аттестовал фашизм как идеологию толпы.
Но, поскольку Ницше – разрушитель, поскольку он призывал отвергнуть все существующие моральные нормы и попытаться создать новые, мы не можем счесть его совсем ни в чем не виновным. Конечно, ницшеанство причастно ко всем разновидностям нигилизма, какие имели место в истории Европы 20-го века.
Кто же такой ницшеанский «сильный»? К кому обращены его книги? Конечно же, он прав, люди делятся на слабых и сильных. Но те, кого, мы можем назвать «сильными», люди, которые могли и сотворили что-то великое (поэты, художники, лидеры каких-нибудь национальных движений) эти люди когда-то, и не так уж редко должны были чувствовать себя слабыми, сомневались в себе. Притом, что на свете полно самовлюбленных и уверенных в себе посредственностей (убежденных, что они «имеют право»). Так и непонятно, к кому Ницше обращает свои книги.
[1]«тому повелевают, кто не может повиноваться самому себе. Таково свойство всего живого» «Так говорил Заратустра», «О самопреодолении».
«Восстание - это доблесть раба. Вашей доблестью да будет повиновение! Само приказание ваше да будет повиновением! Для хорошего воина "ты должен" звучит приятнее, чем "я хочу". И все, что вы любите, вы должны сперва приказать себе». Там же, «О войне и воинах».
____________________________________________________________________________
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 730;