О теле и душе. «Верх» и «низ» в философии Ницше.
У Ницше мы найдем (в общих чертах) ту же, что и у Шопенгауэра, модель человека. В. частности, в своей знаменитой работе «Так говорил Заратустра» (глава «О презирающих тело») Ницше пишет, что у человека есть «большой» и «малый» разум. «Малый разум» – это наше «я» (сознание, субъект). А «большой разум» – это, собственно, тело (та воля, та жизнь, которая в теле сказывается).
Жизнь, как она проявляется в теле, сама по себе разумна (говорит этим Ницше) ее велениям нужно следовать. И им невозможно не следовать: большой разум играет малым разумом, управляя им как марионеткой. Глубже нашего сознательного «я», маленького и, на самом деле, зависимого, лежит «Само» (это Само и есть голос тела, оно-то нас и определяет).
Ницше не признает чего-то изначально низменного в человеке (как не признает он и чего-то однозначно высокого, что было бы дано человеку, преподнесено ему в готовом виде.
Жизнь в человеке говорит, и этой жизни нужно сказать «да», она говорит языком страстей (животных импульсов). Но, если жизнь в тебе говорит достаточно громко (если ты не слабый, не мелкая личность), то ты сможешь вырастить из своих страстей собственные добродетели.
Ницше не признает какого-то изначального, субстанциального различия добра и зла. Он называет себя «имморалистом», полагая, что человека не нужно «воспитывать», отсекая в нем «дурную сторону», - ему нужно помочь вырасти из собственных корней. Ницше сравнивает человека с деревом, которое, чем глубже устремляет корни вниз, тем выше поднимается вверх (у него собственная преисподняя и собственное небо).
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 1263;