Диалектический материализм. Маркс ученик Гегеля, и в то же время его критик
Маркс ученик Гегеля, и в то же время его критик. Он критикует Гегеля за абстрактность мышления. Согласно Марксу, реально не идея, не абсолютный дух, а материальное (конкретные индивиды, находящиеся в конкретных социально-экономических условиях).
Маркс применяет диалектику (как он ее воспринял от Гегеля и как он ее по своему переосмыслил) к анализу исторического развития общества. Человеческая история (как уже говорилось) понимается Марксом как определенная экономическими факторами (она представляет собой сменяющие друг друга общественно-экономические формации). Каждая формация предполагает класс тех, кто владеет средствами производства и класс эксплуатируемый. Каждая формация предполагает свое основное социальное противоречие, его нарастание и разрешение («снятие»).
Идея применить принципы диалектики к природе принадлежит Ф. Энгельсу (он приходит к этой идее под влиянием позитивистского эволюционизма Спенсера и Дарвина[1]). Энгельс убежден, что принципам диалектики подчиняется все в живой и неживой природе, что ею должны руководствоваться конкретные естественные науки, что это принципы, согласно которым природа эволюционирует.
Энгельс формулирует знаменитые три закона диалектики (авторство которых, как правило, приписывают Гегелю):
1) закон перехода количества в качество;
2)закон единства и борьбы противоположностей;
3) закон отрицания отрицания.
Действительно, в этих законах можно найти следы гегелевской схемы развития абсолютного духа из «Науки логики». Но у Энгельса отдельные моменты диалектической логики Гегеля догматизируются, обретая форму естественнонаучных законов, описывающих три важнейших свойства материи, а не отдельные стадии формирования понятия.
Когда мы мыслим (а, согласно Гегелю, мысля, мы повторяем движение абсолютного духа) у нас качество в количество не переходит, противоположности в нашем сознании не борются и не пребывают в единстве.
Чтобы сформулировать эти три закона, нужно иметь в виду развитие вещей, а не идей. Примеры, которые приводит Энгельс (и которые перекочевывают затем в советские учебники диалектического материализма): изменение агрегатного состояния воды при повышении ее температуры (закон перехода количества в качество), возникновение нового вида животных в процессе естественного отбора (он же). Движение Земли вокруг Солнца, как результат единства и борьбы гравитационных и центробежных сил, или же жизнь, как единство и противоположность рождения и смерти. Отрицание феодализма капитализмом и отрицание капитализма социализмом, а так же отрицание личинки бабочкой, которая затем откладывает большее число личинок (закон отрицания отрицания).
[1] К сожалению, письменное изложение не может в точности следовать хронологии. Об эволюционизме см. ниже в теме «Позитивизм». /Хотя Спенсер, Дарвин и Маркс с Энгельсом были, практически, современниками./
_____________________________________________________________________________
Основные работы:
«Экономическо-философские рукописи 1844»
«Тезисы о Фейербахе» (1845)
«Манифест коммунистической партии» (1848)
«Капитал» (1 том – 1867)
Лекция четвертая.
Артур Шопенгауэр(1788 – 1860)
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 961;