Мировая воля.
Исходя из этого, я могу делать выводы относительно устройства мироздания. Кант находил это невозможным, потому, что он рассматривал человека, только в качестве познающего субъекта. По Шопенгауэру, это возможно, именно потому, что человек является существом телесным[1] (он встроен в ткань мира, не является по отношению к нему посторонним наблюдателем).
Что же о мире можно сказать? Одно из двух: или все прочее сущее, воспринимаемое мной как представление, и есть только представление, а я один реален[2]. Или все остальное тоже реально.
Доказать, что мир реален, что он не является чистой видимостью, невозможно, пишет Шопенгауэр. Но в этом он нет ничего страшного. Только сумасшедшие считают мир иллюзией. Отбросим это экзотическое предположение (которое философы делают всегда лишь для вида, чтобы доказать из него что-либо). Мир реален. Но что это значит?
Какую еще реальность мы можем приписать другим вещам, как не реальность, которой реальны мы сами. Следовательно, нужно заключить, что сущность всех прочих вещей так же есть воля, подобная той, которую я ощущаю в себе.
Итак, мы подошли к основному понятию философии Шопенгауэра – Мировая воля. Мировая воля, согласно Шопенгауэру, лежит в основе всех вещей. Все, что дано мне, моему восприятию и рассудку, в качестве представления, по сути своей, в себе есть воля. С одной стороны, мир всецело есть мое представление (для меня, воспринимающего субъекта), а с другой стороны (в себе) он есть воля.
Предполагая все это, Шопенгауэр называет свою основную работу «Мир, как воля и представление».
[1] «…искомый смысл мира, стоящего передо мной только как мое представление, или переход от него, просто как представления познающего субъекта, к тому, чем он может быть помимо того, никогда не были бы открыты, если бы сам исследователь был только чисто познающим субъектом (головой ангела с крыльями без тела). Но ведь он сам коренится в этом мире, он обнаруживает себя в нем в качестве индивида, т. е. его познание, носитель, обусловливающий весь мир как представление, все-таки полностью опосредствовано телом, состояния которого, как было показано, служат рассудку отправной точкой созерцания этого мира». «Мир как воля и представление», пар. 18.
[2] Такую точку зрения Шопенгауэр называет «теоретическим эгоизмом» (полагать, что только я один реален, а все остальное только кажимость).
______________________________________________________________________________
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 846;