О настоящем состоянии общества.
Если же рассматривать Маркса только как мыслителя, характеризующего современное ему состояние общества (не принимать в расчет то, что он говорит о будущем, в котором будут сняты все общественные противоречия), то картина получится достаточно мрачная.
«Человечный человек», о котором грезит Маркс, действительно будет (был бы) социальным существом, живущим с другими и для других. Но если брать суровую реальность, ту самую реальность, в которой господствует отчуждение, то марксово определение человека как общественного существа, прочитывается совсем иначе: человек есть «винтик» социального механизма, человек детерминирован обществом (оно создало его таким, чтобы он соответствовал своей функции, своему месту в общей конструкции).
Из всех типов общественных отношений Маркс выделяет в качестве основных, определяющих облик общества, - производственные отношения. Из всех подструктур общества «базисной», согласно Марксу, является экономическая (все же остальные относятся с «надстройке»). Эта схема предполагает, что процессы, идущие в базисных структурах, определяют процессы, идущие в «надстройке».
Маркс говорит об «идеологии». Конечно же, он предполагает, что когда-нибудь, в светлом будущем, человеческое мышление будет свободным и адекватным, но если говорить о текущем моменте, об эмпирической реальности: то, что мы думаем, то, что считаем правильным, хорошим или прекрасным («ценности», как бы сказал Ницше), - зависит от того, какое место мы занимаем в социальном механизме. Истина, согласно Марксу, классова (наука, искусство, классовы). То, что хорошо для одного класса, - плохо для другого.
Итак, если не брать в расчет общество будущего, а рассматривать только то общество, которое есть сейчас, получается, что человек подстроен под общество, а общество - под производство.
Производство оказывается у Маркса чем-то вроде бессознательного общества, тем скрытым, неявным механизмом, который способен подстраивать под себя потребности, интереса, мысли индивида, управлять им, как если бы он был марионеткой.
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 792;