Религиозный человек» Кьеркегора.
Кьеркегор - ярко выражено религиозный философ. Его называли «поэтом христианства», радикальность его религиозности можно поставить в пару с яростностью атеизма Ницше. Но Бог Кьеркегора вовсе не похож на Абсолютный дух Гегеля. Это – не Мировой разум, а, так же, как человек, - Единственный в своем роде.
Религия (отношение человека к Богу) – это отношение единственного к Единственному, попытка докричаться через пропасть (поскольку Другой, как абсолютно другой, не может быть понятен; даже если это человек, тем более – если это Бог).
Бог Кьеркегора похож на ветхозаветного Бога иудеев, он вызывает страх и трепет[1], поскольку непостижим и непредсказуем.
Кьеркегор выделяет три типа человека (это не этапы развития, переход от типа к типу случается крайне редко и не является закономерным):
1. Человек эстетический. Он руководствуется в своем поведении собой, своими интересами и желаниями, это – утонченный или грубый, но эгоист (в качестве примеров человека эстетического Кьеркегор приводит Дон Жуана и Нерона).
2. Человек этический – руководствуется в своем поведении представлением о долге, ставит общие интересы выше своих личных (например, кантовский человек, живущий согласно требованиям «категорического императива»[2]).
3. Третий тип (почти недостижимый идеал, о котором говорит Кьеркегор) – человек религиозный. Он руководствуется не моральным законом, пусть даже этот моральный закон исходит от Бога. Бог ведь не моральный закон, не рациональная конструкция, а Некто. Поступки «человека религиозного» (в том смысле, какой придает этому словосочетанию Кьеркегор) имеют в виду Бога лично. В принципе, они могут (в той, или иной ситуации) выходить за рамки общепризнанной человеческой морали[3].
В отношениях человека с Богом (в пределе, в идеале) нет правил. А моральный закон – это правила; это – всеобщее.
Так вот, Кьеркегор считает (и в этом, можно сказать, смысл его религиозности), что единичное выше общего (Бог, как Единичное и человек, как «единственный в своем роде», поскольку он дорос до того, чтобы действительно быть одиночкой).
[1] «Страх и трепет», - так называется одна из работ Кьеркегора.
[2] См. раздел «Этика Канта».
[3] См. С. Кьеркегор «Славословие Аврааму» в книге «Страх и трепет».
_____________________________________________________________________________
Основные работы:
«О понятии иронии» (1841)
«Или-или» (1843)
«Страх и трепет (1843)
«Повторение» (1843)
«Философские крохи» (1844)
«Понятие страха» (1844)
«Болезнь к смерти» (1849)
Лекция третья
Карл Маркс (1818 – 1883)
Маркс исходит из гегелевского понимания человека, как существа деятельного.
Но (в отличие от Кьеркегора) человек у него не одиночка, не безусловная единичность. Человек, по Марксу, - существо общественное.
Всякая человеческая деятельность, согласно Марксу, носит общественный характер (это не означает, что все, что человек делает, он делает сообща, «общественное» е Маркса не синоним «коллективного»). Даже если он делает что-то в одиночестве (например, пишет стихи или проводит научные исследования), - эта его деятельность имеет в виду других. Даже если это – деятельность самопреобразования, даже если он делает себя (таким-то, каким он решил стать), - он делает себя для других, по отношению к другим. Индивид, существующий вне общества, по Марксу, - это абстракция, которую можно выстроить только мысленно.
И сознание человека – тоже общественно. Это с одной стороны – сознание вот этого уникального индивида, с другой стороны, - сознание всего общественного целого (всего социального организма), существующее вот в этой конкретной голове, вот в этом конкретном субъекте.
У Гегеля, самосознание Абсолютного духа не раскрывается вполне в рамках сознания единичного индивида (индивид не знает всего того, что знает Абсолютный дух). У Маркса же самосознание целого существует только в форме конкретных человеческих сознаний, в их совокупности (Абсолютный разум существует как самосознание человечества).
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 907;