Понятие духа в философии Гегеля. Абсолютный дух.
Универсум, как он рассмотрен Кантом, имеет, условно говоря, два полюса: а) одним полюсом является субъект, определяющий структуру феноменальной (данной нам на опыте) реальности; б) другой полюс – «вещи в себе», реальность как она есть, независимо от условий нашего восприятия ее.
У Гегеля, поскольку он отказывается от понятия «вещей в себе», полюс остается только один. И субъект у Гегеля определяет структуру всей реальности (одной единственной). Мир у Гегеля оказывается продуктом активности субъекта. И эта активность субъекта понимается не как чисто познавательная активность, а в некоем более широком смысле, - как деятельность вообще.
Но субъект, о котором говорит Гегель – не совсем человек. Гегель как бы усмотрел за плечами конкретного субъекта (единичного человека) – субъекта абсолютного. Его то он и рассматривает в качестве первоначала.
Итак, основное понятие философии Гегеля – Абсолютный дух (Абсолютный субъект). Именно продуктом его активности является, согласно Гегелю, мир.
Конкретный эмпирический индивид рассматривается Гегелем как проявление, момент существования этого Абсолютного индивида. По отношению же к конкретному индивиду, Абсолютный дух является его сущностью.
Спрашивается, каким образом Гегель перешел от конкретного единичного человеческого субъекта к субъекту абсолютному?
Конечно, можно сказать, что это переход – произвольное («взятое с потолка») обесконечивание, «метафизический момент» в философии Гегеля (это так, если смотреть с позиции Фейербаха или Кьеркегора, или, например, Ницше).
Но с другой стороны, не так трудно понять, что имеет в виду Гегель. Ведь, когда мы мыслим, кто-то мыслит, - он мыслит себя не как конкретного Петрова, Сидорова и т. д., но как представителя чего-то большего, что во мне (этом) (человеке) сказывается, как носителя разума, как носителя духа. Себя в своей абсолютной единичности ты вряд ли схватываешь разумом (единичное вообще невозможно помыслить, как показывает Гегель[1]).
Итак, Гегель «разглядел» (или домыслил) стоящий за конкретным индивидом Абсолют. Абсолютный дух Гегеля во многом похож на Бога религии. Точнее, наоборот: Гегель пишет, что религия во многом угадала сущность духа, того первоначала, которое лежит в основе всего существующего. Но не совсем.
Религия рассматривает Бога (или богов) как нечто вечное и неизменное. Но неизменность, как убежден Гегель, не может быть сущностью духа (вечность – да, но не неизменность).
В философии Гегеля, конечно, много теологизма, в Гегеле много от богослова – догматика. Особенно это становится заметно у позднего Гегеля, когда его философия приобретает характер законченной системы. Но в чем радикализм, принципиальная новизна гегелевской мысли?
Скажем так: все философы до Гегеля, включая Канта, предполагаемое первоначало (суть всего) понимают по аналогии с вещью. А Гегель делает чрезвычайно мощную и успешную попытку помыслить первоначало по аналогии с человеком.
Что здесь имеется в виду? Отвлечемся на время от сформировавшегося философского языка. Человеческий взгляд всегда естественным образом изначально устремлен на вещи (на некое сущее). Вещи более или менее неизменны (но все же изменяются, возникают и могут быть уничтожены). И поэтому его стремление к познанию мира воплощается в поиске Первоначала, которое лежало бы в основании всех этих вещей, и было бы неизменным вполне. Это Первоначало может быть истолковано как материалистически (как Природа, некое первовещество), так и в духе Платона (как некое духовное бытие, постижимое разумом). Но и платоновская «идея» все же сохраняет нечто общее с вещью. А именно: она неизменна (и в этом ее достоинство), поэтому-то она и может лежать в основании всего существующего. «Идеи» Платона (точно так же, как «фюсис» ранних греков, или «субстанция» Декарта), по сути, представляют собой некие «сверхвещи» (нечто, более стабильное, чем вещи, и поэтому могущее лежать в их основе).
Естественным образом человеческий взгляд устремлен на вещи и понимает все существующее по аналогии с ними. А теперь повернем взгляд на 180 градусов (если это возможно). Чем я, человек, отличаюсь от всего прочего сущего? Я не вещь (по крайней мере, отчасти). Почему вопрос «что такое человек?» такой неотвечаемый (дурацкий и неблагодарный вопрос)?
Потому (как пишет Гегель[2]) что сущность человека (индивида) не выражается через перечисление каких-то конкретных характеристик. Сущность вещи – в том, что она такая-то и такая-то (вот стол, его сущность в том, чтобы быть столом, он существует для того, чтобы за ним ели или занимались, и он от этой своей сущности никуда не денется), а сущность человека в том, что он свободен. То есть, принципиально изменчив и принципиально активен. Сущность человека (если здесь уместно говорить о сущности) – в том, что он деятель. Он – то, что он из себя сделал (и может переделывать столько раз, сколько сочтет нужным), и живет он в мире, который сделал сам для себя (подстроив под себя, приспособив).
Конечно, для конкретного человека это верно более или менее, он более или менее не является рабом обстоятельств и себя самого. Но все-таки, он мыслит свою суть именно в этом (он – человек, поскольку это так). И Гегель, можно сказать, эту человеческую сущность абсолютизировал (помыслил как нечто отдельно существующее и поистине существующее, обесконечил): сущность духа, по Гегелю – это абсолютная свобода, чистая активность, деятельность, бесконечное, само собой управляющее становление.
[1] О невозможности помыслить единичное см. «Феноменология духа», глава «Чувственная достоверность. Или «это» и мнение»
[2] См. Гегель, «Феноменология духа», глава «Наблюдение самосознания в отношении к своей непосредственной действительности: физиогномика и френология».
_______________________________________________________________________
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 1155;