Критика теории «врожденных идей».
Локк начинает свои «Опыты о человеческом разумении» с критики теории «врожденных идей».
Локк убежден, что иного источника человеческого знания помимо опыта, просто не имеет смысла предполагать. Что все, что человек знает, можно легко и исчерпывающе объяснить (откуда он это узнал), исходя из этого простейшего предположения (и, таким образом, предположение о существовании врожденного знания является просто ненужным усложнением).
Что касается идеи Бога, - пишет Локк, - то она при ближайшем рассмотрении не является всеобщей: представление о божестве различных народов сильно отличаются. Есть народы, и вовсе не имеющие религии /если идею не разделяют все, то она просто не может быть всеобщей, однако, противоположное не доказывает ее врожденности/.
Что касается принципов морали, то они так же отличаются у различных народов (что для африканца, скажем, хорошо, то для европейца может быть плохо (аморально)). Впрочем существующее относительное сходство моральных принципов мы можем объяснить сходным опытом, сходными условиями, в которых существуют и выживают те, или иные народы.
По поводу принципов логики и математики, Локк говорит следующее: если бы они были врождены человеческому сознанию, то в процессе индивидуального развития человека появлялись бы первыми (скажем, маленькие дети, едва научившиеся говорить, уже понимали бы математику), тогда как на самом деле наблюдается как раз обратное: вначале у человека складывается представление о конкретных вещах, позднее он учится пользоваться все более и более общими и абстрактными понятиями[1]. Это указывает как раз на то, что они формируются постепенно, на основании опыта.
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 846;