Мраморные ступени.
Мраморные ступени дворцов и храмов Древнего Мира и более поздних эпох навсегда ассоциируются с преуспеванием, богатством, роскошью и тонким художественным вкусом. Это природный материал может похвастаться широчайшей палитрой цветов и оттенков. Эта пришедшая из глубин веков красота – мраморные ступени Античного Мира не оставят равнодушным даже самого избалованного и искушенного в дизайне человека. Мраморные ступени можно использовать как внутри помещений, так и на улице.
Мраморные ступени белого цвета были эталоном роскоши и богатства еще в Древней Греции. К тому же в природе идеально белый цвет мрамора весьма редок, он имеет высокую декоративную ценность и очень дорог. Снежно-белый мрамор редкостное сокровище природы, поражающее очень глубоким и чистым белым цветом. В основном мрамор цветной и кроме белого встречаются следующие оттенки:
· бежевые
· коричневые
· желтые
· серые
· зеленые
· черные
· красные цвета
· различные сочетания этих цветов и их оттенков.
Мраморным ступеням присущи те же великолепные качества и роскошь мрамора, из которого они рождены:
· природная красота
· богатство цветовой палитры
· высокие эстетические качества
· возможность только в зависимости от Вашего вкуса можно подобрать любой цвет: от изысканного белого до яркого цветного
· легко поддаются полировке
· очень пластичны
· универсальны
· мраморные ступени гармонично сочетаются со следующими материалами: дерево, металл, керамика и прочими материалами
· без проблем впишутся практически в любой интерьер
· обладают завидной прочностью
· натуральны
· имеет довольно хорошую стойкость к износу
· могут поглощать влагу
· бактерицидны
· обладают средней пористостью материала, что не позволят ноге скользить по нему.
Великолепные по декоративным свойства, экологичности, приводят к тому, что все чаще мраморные ступени попадают в число лидеров по применению в офисах и загородных домах.
Отрицательные качества мраморных ступеней так же обусловлены особенностями мрамора:
· требовательны
· требуют защиты от сырости
Каждый из нас хотя бы раз в жизни поднимался по мраморные ступени – настоящее чудо, они словно пришли к нам из мифов или сказок. Мраморные ступени словно светятся изнутри и кажутся точно живыми и теплыми. Мягкое сказочное мраморное сияние присуще всем без исключения мраморным ступеням.
ПРИРОДНЫЕ КАМНИ КАК ОТДЕЛОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Во всем разнообразии современных архитектурно-декоративных материалов первое место по красоте и прочности принадлежит природным каменным материалам, и если масштабы их применения в строительстве сегодня ограничены, то это объясняется всё ещё высокой стоимостью их обработки и отделки.
Строительный камень имеет многовековую историю. О наших дней сохранилось много сооружений, построенных несколько тысяч лет тому назад. Примером долговечности гранитов являются хорошо сохранившиеся Египетские пирамиды, насчитывающие более 4000 лет своего существования.
Вывезенные из древних Фив в Египте и установленные на набережной реки Невы против здания Академии Художеств в Санкт-Петербурге, древние египетские сфинксы (XV – XIV вв. до нашей эры), высеченные из египетского сиенита, до настоящего времени несут на себе следы создавшего их искусного резца.
В архитектуре древней Руси природный камень широко применялся при строительстве церквей и крепостных сооружений. Наиболее распространнным в этот период был волынский сланец. В архитектуре Москвы XIV – XVI вв. широко использовался московский протопоповский и мячковский известняки. Однако обработка их, особенно для барельефных украшений, отличалась большой трудоёмкостью, и впоследствии эти камни были вытеснены изделиями из терракоты и майолики. В старых русских городах – Москве, Суздале,. Ярославле, Владимире – из природного камня выполнены богатейшие по своим декоративно-художественным качествам орнаменты. Уже во второй половине XVIII в. В России с развитием техники камнеобработки и дальнейшим исследованием сырьевых богатств природных камней камень стал основным облицовочным материалом в строительстве дворцов и архитектурных памятников. Особенно это можно проследить на архитектурном наследии Санкт-Петербурга.
Казанский и Исаакиевский соборы, Зимний и Мраморный дворцы, набережные р. Невы выполнены из гранитов, кварцитов, мраморов.
Первая в России фабрика по художественной обработке камня была открыта в Петергофе в 1725 г. Чтобы создать грандиозные колонны, обелиски и постаменты, облицевать стены дворцов и других архитектурных памятников декоративным камнем, понадобилось разработать технологию отделки камня. Её изделия превзошли европейские образцы грандиозностью обрабатываемых монолитов и красотой.
В 1748 г. В связи с большими работами в Исаакиевском соборе, Мраморном дворце, Новом Эрмитаже, по устройству фонтанов в Петергофе на этой фабрике было учреждено мраморное отделение. Здесь были выполнены украшения стенных ниш Исаакиевского собора из разноцветных мраморов с инкрустациями шокшинским порфиром и малахитом, разные мраморные и яшмовые работы для Эрмитажа; на фабрике получили своё развитие и мозаичные работы.
В 1774 г. На берегу р. Исеть организуется Екатеринбургская гранильная фабрика, а затем в отрогах Алтая - Колыванская шлифовальная фабрика. Эти фабрики снабжали высокохудожественными изделиями строительство музеев и дворцов.
В XVIII в. Ведутся большие исследования месторождений камня. В результате их на Урале были найдены мраморы и яшмы. Большие каменные богатства были открыты на Алтае, на берегах Байкала и в других местах.
Природные облицовочные камни – незаменимый материал по красоте и монументальности для облицовки фасадов и интерьеров зданий, а также для изготовления архитектурно-строительных деталей: капителей, колонн, ступеней, подоконников, балясин и др. Разнообразие состава, окраски, текстуры (рисунка) природных каменных материалов делает их весьма ценными в декоративном отношении.
При использовании природных камней как декоративно-отделочного материала необходимо решить вопрос о характере обработки его поверхности, так как от этого в значительной мере зависят его декоративные качества. Некоторые граниты, например, хорошо воспринимаются в фактуре естественного излома, так называемая фактура скалы, другие, наоборот, в шлифованном и полированном виде, как, например, лабрадориты, мраморы.
Фактуры лицевых поверхностей изделий из природных камней по способам обработки делятся на:
· ударные и
· абразивные.
Ударные фактуры получают обработкой поверхности камня ударными механизированными и ручными инструментами.
Виды ударных фактур:
· фактура скалы
· бугристая фактура
· рифлёная фактура
· бороздчатая фактура
· точечная фактура.
Инструменты для обработки природного камня:
· закольник под молоток
· шпунт стальной
· фигурные шпунты
· троянки для среднетвёрдых пород
· пластинчатые бучарды
· ручные бучарды
· электробучарды.
Характеристика ударных фактур.
Вид фактуры | Характер поверхности | Высота рельефа в мм | На каких породах применяется | Ударная часть инструмента |
Скала | Скол камня, образующий бугры и гребни без следов инструмента | 50 – 150 | Кварциты, граниты, лабрадориты, габбро, талькохлориты | Закольник |
Бугристая | Равномерное чередование бугров и впадин, со следами инструмента | 5 – 15 | Плотные известняки, песчаники, граниты, туфы | Шпунт |
Рифлёная | Непрерывные параллельные борозды | 1 – 3 | Известняки, песчаники | Троянка |
Бороздчатая (кованная) | Параллельные прерывистые борозды | 0,5 – 2,0 | Граниты и другие твёрдые породы | Пластинчатая бучарда |
Точечная (чисто тёсанная) | Грубошероховатая | 0,5 – 2,0 | Граниты и другие твёрдые породы | Крестовая бучарда |
К ударным фактурам относится прежде всего фактура скалы, представляющая собой как бы естественный излом камня. Получается она скалыванием крупных кусков камня параллельно его поверхности. Второй разновидностью ударной фактуры является бугристая фактура, или так называемая «шуба», получаемая путем скалывания камня инструментом под углом к поверхности камня. Рифленая фактура получается при насечке камня специальным инструментом — троянкой и представлена параллельно идущими по поверхности камня гребешками. При более мелких и узких параллельных насечках получается бороздчатая фактура. Для облицовки зданий часто применяются камни, обработанные точечной фактурой, представляющей собой шероховатую поверхность. Обычно такая стадия обработки камня предшествует его шлифовке. Отделка камня архитектурным швом — рустом, или придание камню какого-либо профиля дает ленточную фактуру.
Абразивные фактуры получают заводским способом на станках — резанием, пилением, фрезерованием или истиранием поверхности абразивными материалами.
Характеристика абразивных фактур.
Вид фактуры | Характер поверхности | На каких породах применяется | Предварительная подготовка поверхности |
Пиленная | Ровная с тонкими штрихами | Известняки, туфы, песчаники | - |
Шлифованная | Тонкошероховатая, матовая | Граниты, мраморы, известняки, песчаники | Грубая шлифовка |
Лощёная | Гладкая с бархатистым блеском | Граниты, мраморы, гипсы, ангидриты | Тонкая шлифовка |
Зеркальная | Гладкая с зеркальным блеском | Граниты, габбро, лабродариты, мраморы, гипсы, ангидриты | Лощение |
К числу абразивных фактур относится, прежде всего, пиленая фактура, получаемая при распиловке камня пилой с применением абразивных материалов. Эта фактура характеризуется прямолинейными штрихами. При дальнейшем выравнивании поверхности камня получается шлифованная фактура, т. е. поверхность с небольшой шероховатостью. Последующее выравнивание поверхности придает ей матово-бархатистый блеск, более темную окраску при полном отсутствии царапин. Такая фактура называется лощеной. Окончательной отделкой камня считается доведение его поверхности до зеркального блеска, так называемая зеркальная фактура. Она получается в результате полировки поверхности камня тонкими полирующими порошками. Зеркальная фактура позволяет полностью выявить рисунок камня, не говоря уже о том, что такая обработка делает его наиболее стойким от атмосферных воздействий.
Процесс шлифовки камня складывается из следующих операций:
· обдир,
· грубая шлифовка,
· тонкая шлифовка, или лощение.
Обдир камня проводится наиболее крупными зернами стальмассы. В процессе работы поверхность камня периодически смачивается водой с добавлением новых порций стальмассы. Мягкие породы обдирают брусками карборунда или оселками песчаника. После обдира на поверхности камня остаются царапины, которые удаляются последующим процессом обработки — грубой шлифовкой. Грубо шлифованная поверхность не имеет царапин и на ощупь гладкая. Шлифовка камней твердой породы выполняется с помощью стальных или чугунных утюгов-гладилок, а в качестве абразивов применяются наиболее твердые зерновые абразивы — кварц, корунд, карборунд, стальмасса. Шлифовка более мягких пород и фигурных плоскостей производится брусковыми абразивами, которым для обработки профильной поверхности камня придается обратный профиль
Дальнейшая операция в обработке камня — это лощение. Для твердых пород лощение производится мелкозернистыми брусками «пятиминутниками», а для мягких пород — мелкозернистыми брусками «десятиминутниками» с последующей обработкой поверхности пемзой. Перед полировкой камня все трещины на его поверхности затираются мастикой под цвет камня с помощью нагретого паяльника. Лощеный камень отделывают окончательно — полируют, или придают ему зеркальный блеск. Процесс полировки заключается в накатке глянца на поверхность с помощью полировальных порошков. Натирка поверхности производится при помощи войлочных гладилок или холста (для гранитов). В качестве полирующих порошков употребляется оловянная зола, крокус красный и зеленый — порошок, приготовляемый из олова и азотной кислоты. Полирующий порошок подбирается в соответствии с цветом полируемого камня.
В настоящее время широко внедряется механическая обработка камня.
Для получения ударной фактуры применяются пневматические инструменты, имеющие разные оголовники —долота, скарпели, бучарды, а для получения профилированных изделий — специальные фрезерные станки. Процессы шлифовки и полировки также механизированы, не исключая производства профилированных деталей, например, каннелированных колонн.
В этих случаях применяются специальные шлифовально-полировочные станки.
Декоративная отделка камня может быть получена путем нанесения на его поверхность рельефного узора, орнамента, рисунка и надписей. Это достигается при помощи шаблона, покрывающего поверхность камня имеющего прорези в соответствии с намеченным орнаментом. С помощью пескоструйного аппарата в камне выбивается по шаблону орнамент, узор, рисунок. Орнаментальная обработка мраморов и известняков может быть выполнена также путем химического протравливания их соляной или азотной кислотами.
При обработке камня следует учитывать его структурные особенности и подчинять не только художественно-декоративным пожеланиям, но и техническим требованиям и возможностям. Большое внимание должно быть уделено также «рисунку» камня. Иногда «рисунок» его с декоративными вкраплениями сосредоточен в какой-то части каменного блока. В этом случае после распиловки блока и фактурной обработки необходимо подобрать блоки таким образом, чтобы рисунок был сосредоточен в одном центре.
Умелый и правильный выбор облицовочного камня, определение его фактуры для выявления декоративных качеств в значительной мере определяют архитектурные качества отделки.
Отходы от обработки мраморов могут служить для производства красивого декоративного материала — мозаичных плит. В строительстве Московского метрополитена проведен первый опыт широкого применения мраморных отходов для устройства мозаичных полов с богатым орнаментальным узором (например, станция «Киевская»). Мраморные мозаичные полы начинают широко входить в архитектуру станций метрополитена и других монументальных зданий. Мраморные мозаики, богатые по расцветке и рисунку, можно видеть в центральном зале станции «Белорусская». На станции «Сокол» мраморная мозаика применена для покрытия стен вестибюля. Производство мозаично-мраморных полов заключается в предварительном подборе по рисунку кусков мрамора в щитовые рамки. Куски укладываются лицевой стороной к днищу формы. После этого собранные куски мрамора заливаются цементным раствором с мраморной крошкой. После затвердения раствора щиты переворачиваются и подвергаются механической шлифовке и полировке.
На станции «Аэропорт» в промежуточных залах мозаичные полы сделаны по другому методу. Здесь рисунок составлялся на месте. Такой способ, однако, менее производителен.
Каменное литье представляет собой продукт, получаемый из расплавленных каменных пород, главным образом базальта и диабаза.
В последнее время изделия из каменного литья получили широкое распространение в архитектурно-строительной практике.
Высокая атмосферостойкость, долговечность и кислотостойкость, возможность получить разнообразные расцветки позволяет использовать изделия из каменного литья в цокольных частях зданий, для карнизных и балконных плит, для различного рода рельефных вставок типа розеток, барельефов, панно, виньеток.
Из неметаллических материалов каменное литье является одним из лучших как по качеству, так и по возможности разнообразного применения.
Производство каменного литья сводится к следующим процессам. Каменная порода в виде небольших кусков размещается на специальных огнеупорных полках в мартеновской печи, где она плавится при температуре 1400 — 1450°. Из мартеновской печи расплавленная масса через разливочный барабан поступает в подогретые до 400° формы. Последующее охлаждение расплава должно быть постепенным для получения кристаллического строения в остывшей массе. Для этого расплавленную массу выдерживают до 30 мин. (в зависимости от размера и формы изделий) при температуре около 1000°, после чего изделия в формах направляются в туннельную печь, в которой в начале печи поддерживается температура 800° и в конце 100°.
Каменное литье имеет предел прочности при сжатии от 2500 до 5000 кг/см2, коэффициент теплопроводности — 0,85 и твердость 7 — 8.
Каменное литье применяется не только в строительно-архитектурной практике, но и в других отраслях промышленности. Обладая большим сопротивлением износу и истиранию, чем металлы, каменное литье служит для отливки из него шаров для размола различного рода твердых продуктов в шаровых мельницах, для футеровки различного аппаратов, мельниц.
Для получения светлого каменного литья берется искусственная минеральная смесь, состоящая из кварцевого песка и доломита с содержанием железистых примесей не более 1%. Расплавление массы производится в электропечах. В этом случае в шихту для сохранения белого цвета добавляется окись цинка.
Примером применения белого литого камня являются скульптуры «Колхозница» и «Рабочий» фронтона главного входа Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
МЕСТОРОЖДЕНИЯ, СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ ОБЛИЦОВОЧНЫХ КАМНЕЙ
Дата добавления: 2014-12-27; просмотров: 1567;