Готическое искусство XIII-XIV вв.
Готическое искусство целиком связано с городом. Городская жизнь порождает новые типы зданий гражданского назначения, такие как биржа, таможня, суд, больницы, склады, рынки, ратуша. Здание ратуши обычно имеет 2-3 этажа и галерею в нижнем ярусе, парадные залы для заседания городского совета. Башня ратуши – символ независимости города.
В синтезе искусств ведущая роль принадлежит архитектуре. Основа готического храма – крестовый нервюрный свод. Мастера придают диагональной арке (оживе) простую полуциркульную форму. Для того, чтобы щековые арки были той же высоты, их делают стрельчатыми. Оживы и щековые арки (нервюры или гурты) образуют статически напряженную каркасную сетку. Нервюры передают нагрузку на столбы – пилоны. Пилоны часто представляют собой пучки колонн (нервюр). Нервюры выполнялись из камня, сам свод мог быть и кирпичным. В некоторых архитектурных школах, например в Англии, количество нервюр было очень велико. Строители вводили дополнительные нервюры, так называемые лиэрны, тьерсероны. Стены между пилонами заменяются оконными проемами или витражами. Аркбутаны – противораспорные элементы, наклонные арки или полуарки, одной пятой примыкали к основанию свода центрального нефа, а другой упирались в массивный контрфорс. Таким образом, конструкция готического храма приобретает скелетный, каркасный характер.
Появляются и характерные декоративные элементы: перспективный портал, ползучие цветы или крабы (орнамент из листьев по краям готических архитектурных деталей), вымперг (декоративный фронтон над порталом или окном), капители колонн с лиственными орнаментами, роза (центральный витраж фасада), ряд капелл, обрамляющих апсиду.
При украшении храма реже используются фрески, ведущая роль переходит к витражам. XIII в. – век витража во Франции. В средние века в начале при изготовлении цветного стекла использовали ограниченное число цветов, вследствие чего оно производило несколько примитивное впечатление. Это объясняется несовершенством технологии. Но каждый, кто изучал окна Шартского собора при меняющемся освещении и видел, как заходящее Солнце зажигает мозаику каменной розы, превращая ее в великолепный заключительный аккорд, тот никогда не забудет божественной красоты этого момента. В середине. XIII в. использовали совмещение стекол, получая сложные оттенки цветов (красный и синий давали лиловый). XIV в. – время угасания искусства витража во Франции.
В период готики наблюдается расцвет монументальной скульптуры и горельефа (высокого рельефа). Вырабатывается канон скульптурных композиций (расположение их в определенной части здания). Так в алтарной части располагаются сцены из жизни Христа, на южном фасаде трансепта – Новый Завет, на северном фасаде трансепта – Ветхозаветные сцены (скульптура Шартского собора, собора Парижской Богоматери). Со второй половины XIIIв. Пластика фасадов более динамична, фигуры подвижнее (скульптура Амьенского и Реймского соборов). В позднеготической скульптуре наблюдается измельченность форм и дробность композиций.
Национальные художественные школы в это время имеют свои особенности.
Во Франции готика делится на периоды:
1. ранняя - конец XII-XIII вв.;
2. зрелая или “лучистая” – вторая половина XIIIв.;
3. поздняя или “пламенеющая” - XIV-XV вв.
К первому периоду относится трехнефный Собор в Лане (1174-1226) и Собор Парижской Богоматери (архитектторы Жан де Шелль, Пьер де Монтро, 1163-1208) – пятинефное здание, вмещающее до 9000 человек. Здесь присутствуют романские черты: полуциркульные арки, невысокие окна, скупость декора.
Шартский собор (1194-1260) знаменует переход к зрелой готике. Собор в Реймсе (1212-1311) создан архитекторами Жаном д’Орбе, Жаном ле Лупом, Гоше де Реймсом, Бернаром де Суассоном, Робером де Куси. Амьенский собор (архитекторы Роберо де Люзаршен, Тома де Кормоне, Рено де Кормон, 1218-1258) – самый большой и высокий во Франции. Его длина 145м, высота центрального нефа – 42.5м. Собор называют «готическим Парфеноном».
Собор в Руане перегружен декором и его соотносят с поздней готикой.
Немецкая готическая архитектура сложилась позже французской. Период высокой готики здесь приходится на конец XIII – начало XIV вв., поздней – конец XV- начало XVI вв. Немецкие соборы проще в плане, венец капел в них, как правило, отсутствует. Аркбутаны редки, своды выше (собор в Фрейбурге XIII – XIV вв., собор в Ульме 1377- XVI в.). На севере Германии основной строительный материал – кирпич. Кирпичная готика вообще характерна для Северной Европы. Кельнский собор – яркий пример пламенеющей готики.
Готика в Англии проявилась рано – в XII в. и просуществовала до конца XVI в. Но строительство соборов в Англии связано не с городом, а с монастырями. Здесь отсутствует венец капелл. Наблюдается распластанность главного фасада в ширину. Башня над средокрестьем является доминантой собора (трехнефный собор в Солсбери, 1220-1270 имеет длину 145м; собор в Линкольне имеет длину 155м).
В XIII-XIV вв. готика распространяется по всей Европе. В Италии в XIII в. Проторенессанс, поэтому здесь нашли воплощения лишь отдельные элементы готики (Миланский собор, Дворец Дожей).
ЛЕКЦИЯ
Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 814;