Искусство Новгорода и Пскова.
Новгород и Псков были открыты для влияний не только аристократического византийского, но и романского и восточнохристианского.
Во второй половине XII века в Новгороде складывается новый тип храма – крестово-купольный четерехстолпный. Церковь Спаса Преображения на Нередице 1198г. (с.154 уч.) отличается простотой и пластической цельностью. К этому же типу храма относится и церковь Рождества Христова в Перынском скиту, первая половина XIII века. Церковь Николы на Липне (1292 г., с.158 уч) знаменует возобновление каменного зодчества после татарского нашествия.
В изобразительном искусстве Новгорода XII-XIII веков ведущее место принадлежало фресковой живописи. Приче новгородская художественная школа сформировалась в XII веке ( роспись церкви Георгия в Старой Ладоге, 1168 г.) На фресках церкви Спаса на Нередице, 1199г. выделяют 8-10 индивидуальных подчерков авторов. Это несколько больше, чем обочный состав в 2-6 человек в XI-XV веках. Икона “Ангел Златые власы” (XII-XIII вв.) близка по стилю к иконам Юрьева монастыря.
Среди прикладного искуства наиболее высокого уровня достигло ювелирное дело (два сиона (модели храма) Софийского собора).
Псковский Спасо-Преображенский собор Миронежского монастыря имеет боковые своды вдвое ниже центральных нефов. Стены украшены фресками, повторяющими в основном византийскую схему. Но «строчный» принцип как и в Новгороде не выдерживается полностью. Движения фигур угловаты и скованы.
Таким образом, в XII-XIII веках произошло становление на Руси самобытных художественных школ.
Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 910;