Влияние арабоязычной философии на философскую мысль Азербайджана
Зарождение филоской мысли в Азербайджане связано с развитием маздеизма, который с разложением первобытного общества преобразуется в зороастризм (с 6 в. до н.э.); несколько позже возникает магизм. По своему философскому содержанию зороастризм и магизм являлись дуалистическими системами, основой которых было представление о борьбе двух противоположных начал: света и тьмы, добра и зла. По свидетельству Диогена Лаэртского (Prooemium), в древней Мидии (на территории нынешних Азербайджана) существовала «наука магов», представлявшая собой по существу примитивный атомизм.
Арабское завоевание Азербайджана (в 7 в.) наложило печать на последующую историю культуры и науки. В течение более тысячелетия господствующей идеологией в стране был ислам. Наука и философия в этот период развиваются главным образом в рамках арабоязычной культуры в тесной связи с культурой стран мусульманского Востока. С 8 в. в Азербайджане по арабским переводам начинают знакомиться с греческой философией, ранее всего с системами Платона и Пифагора, затем – Аристотеля. Широкое распространение получило учение Эмпедокла о четырех элементах. Популярны были и произведения Псевдо-Эмпедокла, Псевдо-Демокрита и Псевдо-Аристотеля. На основе знакомства с греческой философией в Азербайджане зарождается и развивается самостоятельная арабоязычная философия. Среди авторов Энциклопедии возникшей в 10 в. филоской группы («братьев чистоты») были азербайджанцы.
Высшим достижением средневековой мысли является творчество великого поэта-мыслителя Низами (12 в). По своим философским воззрениям Низами был идеалистом, но в его мировоззрении содержались элементы стихийной диалектики и материализма.
2. Первые философские учения Азербайджана: зарванийство, манихейство, маздакизм, восточный перипатетизм, суфизм
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1008;