Техники выполнения и изготовление православных икон.
На протяжении всего периода с возникновения, утверждения и почитания иконографического образа сформировалось несколько техник ее выполнения. Выделяют: техника энкаустики, темперная техника, масляная.
Первые иконы были выполнены в хорошо известной в античном мире технике энкаустики или жевосковой живописи. Слово «энкаустика» происходит от греч. enkaio и переводится как «выжигаю». Расплавленные восковые краски наносились на доску еще горячими и там застывали так называемым «горячим способом».
Рисунок 10. Богоматерь с Младенцем. Энкаустика, левкас, дерево. 35 х 20,5 см 6 в.
Темперная техника предполагала использование в качестве связующего вещества эмульсию на основании яичного желтка или водного раствора растительного (реже животного) клея. Выполненный в технике энкаустики образ выходил матовым и для придания яркости и блеска краскам сверху иконописец наносил слой лака, составленного из смолы и растворенного в эфирном масле.
В начале XV века братья ван Эйк разработали новую технику, получившую название масляной живописи. С тех пор в искусстве Западной Европы мастера используют технику масляной живописи, которая к XVIII веку находит повсеместное распространение, в том числе, и в православном мире. Постепенно каноническая икона начала вытесняться реалистическими иконами так называемого «академического письма», получив признание на территории современной Украины во время польского владычества, имея католические и униатские корни, а в России - начиная с петровских времен.
В отличие от темперной техники масляная живопись обладает богатыми возможностями воссоздания зримой картины мира в его перспективном (трехмерном) пространстве, что так высоко ценится в искусстве светском (мирском). Напомним, что искусство светское основано на желании выразить увиденное сквозь призму собственного внутреннего мира художника и имеющего чувственный, игровой характер развлечения, очарования, желания удивить неповторимостью созданного среди многообразия уже существующих форм. Но поскольку церковно-христианское искусство имеет умозрительный характер, то техника масляной живописи хуже приспособлена для передачи правдивых глубин содержания первообраза (суть воплощения невидимого бытия), нежели темперная. Этим обстоятельством объясняется тот факт, что темперной технике отдают предпочтение и современные иконописцы по сегодняшний день.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1109;