Изготовление иконы.
Издревле древесную доску под икону изготавливали из липы, ольхи, реже сосны, ели, дуба. На территории Украины в период с XIV по XVIII век использовали для этих целей преимущественно липу, ольху и грушу. Досточки плотно склеивают животным клеем и соединяют в единый щит необходимого размера, а с тыльной стороны или торцов дополнительно скрепляют шпонкою. Для этого обычно на тыльной стороне иконы делается специальный паз, в который вставляется по его размерам деревянный брусок, способствующий предотвращению деформации доски. С тыльной стороны скрепление усиливают «ласточками» или «карасиками», а с внутренней шипами (планками). В русской иконописной традиции для названия деревянной планки крепления был введен в использование термин «ласточка», по форме своей напоминающий бант. В месте расположения сюжета с лицевой стороны доски делают плоское углубление называемое ковчегом, а обрамленный выступ вокруг его – полем. Скос, образуемый между ковчегом и полем, называется лузгой.
Следующим этапом в работе с иконописной доской будет: сначала проклейка лицевой поверхности доски животным клеем группы коллагеновых и, далее, наклеивание ткани (с ХIХ-ХХ использование бумаги) на всю лицевую поверхность доски или на отдельные ее части (прилегающие к торцам плоскости и сучки) известной как паволока. В русской языке словом паволока называли покрывало, чехол, покров. В старину паволоку изготовляли из льняных или пеньковых тканей. Позже начали использовать хлопчатобумажные. Традиционно использовали ткань с полотняным переплетением нитей, реже – саржевым. Далее на паволоку кладут левкас, состоящий из несколько слоев смешанного с животным клеем порошка мела (реже гипса). Наносимый слой тщательно выравнивают и шлифуют. В период влияния стилистики Ренессанса и Барокко левкас украшали рельефом из той же массы или же углубленными бороздками, которые наносились с помощью чеканов (чеканный левкас). Особо чтился в стилистике Ренессанса левкас, на котором резцом вырезался орнамент (резной левкас). После того как левкас хорошо просушился, на нем наносятся прописи – контуры будущего образа. На нанесенном рисунке сначала закрашиваются фон и нимбы (или покрываются золотом), затем одежды и изображения на фоне. Долее пишутся лики и обнаженные части рук и ног и, в завершение, делаются надписи (инициалы имен Иисуса Христа и Богоматери, имена святых, названия сюжетных композиций). После просушки живопись покрывают тонкой пленкой олифы или масляного лака.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 773;