Гольбейн – декоратор
Еще одной интересной сферой деятельности Ганса Гольбейна оказывается работа художника в качестве декоратора, то есть оформителя празднеств, интерьеров, наружных фасадов домов. Мастер делается также автором эскизов различных произведений декоративно-прикладного искусства, как у себя на родине, так и при дворе английского короля Генриха VIII.
Ганс Гольбейн делает, в частности, проекты витражей. В начале XVI в. в Швейцарии возрастает спрос на витражную живопись, которая начинает служить светским целям. Художник работает над проектами в разное время, однако, больше всего работ в этом направлении было сделано в 1517–1524 гг. Гольбейн варьирует одни и те же мотивы, создавая типовые композиции в бесчисленном количестве вариантов. Он изображает нарядных ландскнехтов в архитектурном обрамлении, вводя в свои композиции геральдические элементы.
Несмотря на красоту самих рисунков, приходится признать, что мастер нарушает устоявшиеся традиции этого искусства, разрушая его чрезмерной конкретикой и детализацией. Изначально искусство витража было условным, что было продиктовано трудоемкостью техники, предполагающей окраску стекла при высоких температурах, набор изображения с последующим закреплением швов свинцом. Многослойная роспись коричневатой краской с поэтапным обжигом слоев, или «гризай», завершала работу над витражом. В эпоху поздней готики в некоторых странах Европы распространяется увлечение монохромными росписями по бесцветному дымчатому или зеленоватому стеклу. Такая живопись почти всегда исключала фигуративные изображения, но представляла собой орнаментальные решетки, которые лучше читались при ярком дневном свете: сложные композиции, исполненные в данной технике, трудны для восприятия из-за невозможности пристально и долго смотреть на яркий свет.
Другой значительной работой мастера как декоратора является роспись фасада «Дома танца» в Базеле (1523–1525 гг.). Здание выходило фасадом на так называемую Железную улицу, соединяющую рыночную площадь с мостом через Рейн. Композиция, сочиненная Гольбейном, напоминает искусную театральную декорацию, где нарисованные «актеры» соседствуют с бутафорскими статуями и декоративными росписями, представляющими фальшивую архитектуру и занимательные сюжеты.
Особенно удается мастеру сопоставление иллюзорной архитектуры и яркого декоративного фриза с танцующими крестьянами, созданного не без влияния Дюрера.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 744;