Цикл «Плясок смерти» Ганса Гольбейна
Тема «Плясок смерти» в творчестве Гольбейна обязана своим происхождением средневековым литературным традициям. Многие рядовые произведения средневековой книжности касаются этой темы, которая превратилась в своеобразный канон рассуждения о бренности земного бытия. Этот канон включает следующие положения: смерть посекает молодых и старых, от нее не спасется даже монарх, с ней невозможно воевать, от нее нельзя откупиться. По этой схеме обычно строится почти любой текст на данную тему, предполагая большую или меньшую степень развернутости. Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. Расширение данной риторической формулы происходит за счет нанизывания новых, иногда однотипных, мотивов. Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV в. Данная книга, являясь настоящей энциклопедией ходовых средневековых сюжетов, включает, конечно, и традиционное размышление о смерти.
«О смерть! Всех сметает с земли твоя длань бедоносная!
Сметешь и меня: всем живым ты противница злостная; …
О смерть! Пред тобою сильнейший ничтожен и слаб,
Никто из твоих беспощадных не вырвется лап,
Равны пред тобой злой и праведный, рыцарь и раб,
Ты в жалкую персть обращаешь монархов и пап …
Нельзя от тебя убежать, невозможно укрыться,
Нельзя с тобой спорить, нельзя от тебя откупиться,
Кто знает, когда к его полю пожалует жница?»
(Хуан Руис. «Книга благой любви». XIV в.).
В художественной культуре данная тема также имела достаточный резонанс, являясь поводом создания монументальных церковных росписей. Чаще всего данный сюжет изображался в виде хоровода, в котором чередуются образы представителей разных сословий и возрастов с человеческими остовами, символизирующими смерть.
Ганс Гольбейн, видимо, первый раз обращается к данной теме в эскизе ножен кинжала, который был создан около 1523 г. Композиция ножен представляет хоровод жертв смерти. Особенностью этой композиции является отсутствие повторов. Обращает на себя внимание разнообразие линейного, пластического и пространственного ритма. Хотя изображение очень невелико по размеру, художник удивительным образом добивается эффекта плановости, помещая живых и инфернальных участников хоровода то на первом, то на втором плане.
Вторично к данной теме мастер обращается в жанре фигурного инициала. Алфавит «Пляски смерти» был издан в печатне Бебеля и Кратандера в 1524 г. В этой графической работе мастер разбивает традиционный хоровод на пары, нарушая старую традицию и сообщая своим персонажам острые психологические характеристики, которые передаются лишь динамикой движения.
Третий раз художник интерпретирует тему «Плясок смерти» в жанре небольших ксилографий, которые образуют цикл из 58 гравюр под названием «Imagines moris» («Образы смерти»), 1523–1524 гг.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 838;