Общие выводы. Мы рассмотрели классицизирующие тенденции средневекового искусства на нескольких избранных примерах
Мы рассмотрели классицизирующие тенденции средневекового искусства на нескольких избранных примерах. Традиции античного наследия приходят в миниатюру эпохи Каролингов через ранневизантийские изделия из слоновой кости – так называемые диптихи, подражания которым в декоративно-прикладном искусстве придворной школы Аахена приводит к возникновению резных окладов «классической» стилистики (оклады Псалтири Дагульфа, Евангелия Лорш), что оказывает влияние на миниатюры (рукописи Ады, Евангелие Годескалька).
Вторым источником антикизирующих тенденций в каролингской миниатюре являются раннехристанские памятники V–VI вв. римского происхождения. Именно эти источники могли быть использованы при создании манускриптов Турской школы (Библия Мутье-Грандваль). Репрезентативные композиции данных манускриптов как христологические, так и имперские, сближаются по иконографии с позднеантичными памятниками христианского Рима.
Особую стилистическую линию представляет продукция Реймсских скрипториев. Шедевр каролингской миниатюры Утрехтская Псалтирь соединяет античные черты архитектурной каллиграфии с экспрессивным линейным рисунком, связанным в некоторых канонических композициях с раннехристианским искусством («Св. жены у Гроба Господня», «Вознесение»). Сопоставление стиля Утрехтской Псалтири с ее позднейшими британскими повторениями (Кентерберийская Псалтирь, Псалтирь Св. Эдвина) помогает проследить генезис романских тенденций в английской миниатюре.
Рассматривая рукописные Псалтири, необходимо выделить основные принципы их иллюстрирования. Это полностраничные полихромные изображения, чаще всего повествующие о жизни царя Давида и характерные для искусства Македонского возрождения в Византии (Парижская Псалтирь); изображения на полях различного характера, предполагающие экзегетический подход в иллюстрировании, связанный с изображением подходящих по смыслу новозаветных событий (Хлудовская Псалтирь); принцип реализации метафоры, когда изображения дословно отражают текст (Утрехтская Псалтирь), что не исключает элементов богословской интерпретации пророческих указаний Псалтири и прямых изображений тех ветхозаветных событий, которые описываются в поэтическом тексте (исход Израиля из Египта).
С точки зрения структуры текста средневековые Псалтири могли включать, кроме псалмов, также библейские песни и Credo (в каролингскую эпоху большое распространение получил Апостольский Символ веры).
Классицистические тенденции романского и, отчасти, готического искусства закладываются в дороманский (имперский) период. Ведущее значение приобретает придворная школа германского императора Оттона в Рейхенау нач. XI в., подражание которой чувствуется не только в романских, но даже в готических манускриптах (это геометризованный антикизирующий плоскостной стиль, основанный на приоритетном значении линии и силуэта, «витражном» заполнении цветом). Другим источником средневекового «классицизма» является школа Мааса, для которой характерно античное чувство формы в иконографии драпировок, а также полифонический богословский символизм многосоставных композиций.
Эти две тенденции формируют романский стиль XII в. в скрипториях Кентербери и других близких по культурным влияниям центрах британской миниатюры. Стиль мастера Алексиса (Житие Св. Эдмунда, Псалтирь Св. Альбана) продолжает традиции школы Рейхенау, хотя заимствуется только колористическое решение, общее графическое впечатление от миниатюры и классический рисунок одежд. Композиционные приемы значительно изменяются в сторону большей абстрактности изображения, утраты центральной пластической доминанты и «античной» устойчивости композиций, свойственной миниатюрам Рейхенау.
Английская романская рукописная традиция оттачивает художественные принципы иллюминирования бестиариев – естественнонаучных трактатов о животных. Восходя, с точки зрения своей литературной основы, к позднеантичному «Физиологу», бестиарии усваивают от него иносказательно-назидательный принцип истолкования внешнего облика, повадок и названий реальных и вымышленных животных. Рукопись конца XII в. из Российской национальной библиотеки интересна своим переходным характером, связывающим романскую и готическую традиции. Французский бестиарий XIII в., включающий трактат о птицах Гуго Фольето, является копией одного из более ранних английских манускриптов. Рукопись характеризуется изяществом и некоторой вычурностью рисунка, свойственных французской готике, хотя иконография небольших клейм, включенных в текст, сближает манускрипт с ее романскими прототипами.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1028;