Образ Источника Жизни в миниатюре

На одной из миниатюр Эчмиадзинского Евангелия 989 г. представлена беседка с шатровым завершением, увенчанная крестом. В трех интерколумниях изображены бледно-пурпурные завесы. На кровле произрастает райский сад. Данный мотив встречается не только в армянской традиции (Евангелие Х в. Матенадаран, № 9430), но также, например, в европейских манускриптах VIII–IX вв. как архитектурный мотив античного происхождения, в сирийской миниатюре (беседки с «процветшей» кровлей в Евангелии Раввулы). Действительно, архитектурные композиции, в том числе беседки и портики, часто можно видеть в росписях античного интерьера. Связь с этим источником проявляется в трактовке мотива сени в миниатюре, где в большинстве случаев колонны передают текстуру красного порфира или крапчатого драгоценного мрамора. Такое внимание к архитектурному материалу было характерно для античных декораторов, которые иногда стремились создать иллюзию цветной мраморной инкрустации средствами живописи.

Для того чтобы уяснить христианское значение этого орнаментального мотива, необходимо обратиться к его иконографии. Тема триумфальной арки с четырьмя колоннами, тремя проходами и завесой может быть интерпретирована в библейском контексте. Согласно ветхозаветному преданию, все эти характеристики соответствуют облику преграды, возведенной между Святая и Святая Святых священной скинии (Исх. 26: 31–33). Впоследствии эти же формы стали характерны для алтарной преграды христианского храма. Таким образом, орнаментальная беседка ранних рукописей изображает алтарь. Скорее всего подразумевается не просто абстрактное алтарное пространство, но величайшая святыня христианского мира, в древности имевшая облик ротонды на колоннах, украшенных серебряными чашами и лилиями во образ убранства храма Соломона. В данном случае речь идет о ротонде Анастасис в Иерусалиме, воздвигнутой над пещерой Гроба Господня Константином Великим. Поскольку постройка IV века не дошла до нашего времени, ее облик реконструируется на основе древних изображений. Внешний вид ротонды Анастасис воспроизведен на так называемых ампулах Монцы, подаренных лангобардской королеве Теодолинде около 600 г. Ампулы, или круглые сплюснутые флаконы для святого масла, имели на обеих сторонах рельефные изображения. В числе наиболее распространенных композиций можно назвать сюжет «Св. жены у Гроба Господня», где ротонда Воскресения чаще всего представлена в виде остроконечного шатра на четырех колоннах [Протасов 1913]. Иконография Гроба Господня оказала влияние на композиции с изображением Рая. В миниатюре раннего Средневековья образ триумфальной арки на четырех колоннах в некоторых случаях используется для передачи облика Небесного Иерусалима (композиция «Поклонение Агнцу», Евангелие Сент-Медард). В последнем случае изображению присуща традиционная эмблематика Гроба Господня, включая колонны и завесы между ними. При этом на архитраве появляются образы четырех евангелистов в виде метафорических символов.

В каролингских Евангелиях Годескалька (781 г.) и Сент-Медард-де-Суассон (начало IX в.) (Париж, Национальная библиотека, Lat. 1203; Lat. 8850) образ ротонды святого источника дополнен несколькими существенными мотивами. В манускрипте Сент-Медард пространство под сенью представляет собой шестигранный бассейн, окруженный восьмью порфировыми колоннами. Вокруг источника расположились различные животные, райские птицы. Павлины фланкируют крестообразное навершие кровли. Рамка изображения включает орнамент из пальметт или пальмовидных раковин. В углах обрамления помещены миниатюрные изображения птицы феникс в пурпурных медальонах.

Павлин – многозначный символ, известный со времен античности. В Риме его образ ассоциировался с темой победного апофеоза, на Востоке красота павлиньего оперения метафорически уподоблялась звездному небу и Эдему. В средневековых «Физиологах» – первых естественнонаучных трактатах – мясу этой птицы приписывалось свойство нетления, поэтому она символизировала вечность. В этом значении данная метафора встречается у Блаженного Августина в «Граде Божьем». Наконец, в европейской традиции «Авиариев» (орнитологических сочинениях), продолживших темы греческого «Физиолога», громкий голос павлина сравнивается с силой христианской проповеди [Муратова 1984: 156].

Птица феникс, возрождающаяся из праха, символизирует Воскресение Христово. Согласно сведениям, сообщаемым св. Климентом Александрийским, феникс перед смертью устраивает себе гнездо «из ливана, мирры и других благовонных растений» – колыбель новой жизни [Покровский 1894: 27]. «Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане умножится» (Пс. 91: 13): строки Псалма подсказали ранневизантийскому искусству иносказание о Рае – изображение сада, состоящего из финиковых пальм. Данный мотив часто встречается в мозаиках V–VII вв., иногда совмещаясь с образом птицы феникс (церковь Козьмы и Дамиана в Риме).

В Евангелии Сент-Медард вокруг ротонды святого источника, кроме птиц, изображены различные животные, в числе которых можно видеть оленей. Толкование этих зооморфных эмблем может основываться на библейских образах: это и Ноев ковчег как символ Рая, и описания жизни Будущего века в Ветхом Завете. Одно из таких описаний содержится в Паримийном чтении на Богоявление (день всемирного иорданского очищения), в котором говорится, что хищный зверь и кроткий голубь будут жить на обновленной земле рядом, не смущая друг друга.

В напольных мозаиках Захрани – одной из ливанских базилик – можно видеть раннехристианский символ птиц у чаши, включенный в образный «текст» 103 Псалма о сотворении мира, обычно открывающий богослужение Вечерни. Олени, зайцы, скимны, или молодые львы, в окружении виноградных лоз изображены на ливанской мозаике, приобретающей значение библейской космографии. Изображения животных в манускрипте Сент-Медард-де-Суассон примыкают к той же ранневизантийской иконографической традиции. Изображения аиста и оленя напоминают образы 103 Псалма: «Тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище (гнездо аиста) предводительствует ими. Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем» (Пс. 103: 17–18).

Важнейшим мотивом раннехристианского искусства является образ реки Жизни. В ранних монументальных росписях встречается изображение четырех райских рек – Геона, Фисона, Тигра и Евфрата, символизирующих четыре Евангелия (катакомбы Петра и Марцеллина). Метафора, имеющая место в живописи катакомб, расширяется, приобретая новые оттенки, в мозаиках позднейшего времени: библейские реки преобразуются в реку Жизни, текущую среди Рая, согласно Откровению Иоанна Богослова, или духовный Иордан. Эквивалентным значением обладают такие мотивы, как олени, пьющие из источника, агнцы у четырех райских рек, голуби у евхаристической чаши. В мозаичном убранстве мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (440 г.) данная символика развивается в изображениях боковых рукавов подкупольного креста (олени у источника) и в композициях верхних люнет с изображением причащающихся голубей.

В миниатюрах, представляющих святую ротонду Анастасис, бассейн, или источник, осененный шатром, имеет символическую связь с темой реки жизни в раннехристианском искусстве и символизирует причащение. Можно также отметить связь данного изображения с другим Таинством Церкви – крещением: восьмигранная (шестигранная) форма бассейна, иногда встречающаяся в изображениях святой ротонды, напоминает форму крещальной купели, распространенной в раннехристианский период и в эпоху варварских королевств. В качестве примера можно привести архитектурные формы купели в древнейшем сохранившемся европейском баптистерии Сен Жан в Пуатье VIII в. [Нессельштраус 2000: 130].

Несомненным иконографическим сходством обладают изображения святой ротонды и оформление канонов Согласия на начальных страницах Евангелий. Каноны Согласия, или таблицы параллельных мест Четвероевангелия, как было показано выше, представляют собой орнаментальные архитектурные композиции, которые, как правило, развивают мотив четырехколонного портика или аркады с тремя проемами. Интересно отметить, что тема Источника Жизни косвенно может быть связана и с символикой канонов Согласия: четыре райские реки в раннехристианских изображениях связываются с символом четырех Евангелий, а таблицы Канонов выражают идею единства всех четырех евангельских текстов. Слияние всех символических толкований образа святой ротонды как эмблемы Гроба Господня и Небесного Иерусалима, причастия как райского Источника Жизни, купели крещения, Живой воды евангельской проповеди находим в оформлении восьмигранной купели (776 г.), окруженной аркадой кивория на восьми колоннах: на резной плите патриарха Зигуальда представлены символические образы четырех евангелистов, процветший крест и Древо Жизни с причащающимися птицами на ветвях.








Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 984;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.