Гелазианский сакраментарий
Художественное убранство Гелазианской рукописи середины VIII в. (Рим, Ватикан, Апостолическая библиотека) представляет собой символические орнаментальные мотивы. Характерен узорный разворот, знаменующий начало второй книги сакраментария. На левой странице изображен архитектурный мотив в виде арки на двух крапчатых колоннах, передающих текстуру темного мрамора. Цвет индиго, примененный для изображения колонн, больше не встречается в этой композиции, построенной на контрастном сочетании красного, желтого и зеленого. Мотив арки, применяемый в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве раннего средневековья, чаще всего имеет значение врат Небесного Иерусалима. В позднейших окладах Евангелий и в оформлении реликвариев мотив аркады с изображениями апостолов, ассоциировался с двенадцатью вратами Небесного града. Внутри арки на миниатюре представлен орнаментальный крест с двумя греческими буквами «альфа» и «омега» по сторонам. Сочетание креста и этих букв может восприниматься как хризма – знак Имени Спасителя. Растительные мотивы в орнаментике креста сближают его образ с Древом Жизни, насажденным среди Рая. Сами орнаментальные элементы показывают, скорее, средиземноморское, нежели чем варварское (европейское) происхождение. В декоративном убранстве страницы доминируют изображения полихромных розеток-крестоцветов, вписанных в круг. Подобные мотивы часто встречаются в византийских произведениях декоративно-прикладного искусства, и, хотя весь строй меровингской миниатюры с ее геометризмом и необычным ярким колоритом не находит аналогов в византийских памятниках, отдельные элементы, составляющие композицию, нельзя назвать оригинальными.
Интересны сакраменарии каролингской эпохи (751–987 гг.), хотя традиции оформления меровингских и каролингских манускриптов различаются. Если наиболее ранние галло-франкские рукописи развивают, в основном, орнаментальную традицию, в некоторых случаях тяготеющую к геометризму, то имперский стиль эпохи Карла Великого и его преемников связан с целенаправленным подражанием раннехристианскому Риму как символу великой священной Империи, и Византии. Практически, все школы каролингской миниатюры, такие как Придворная (Карла Великого и Карла Лысого), Реймская, Турская, скриптории Метца и монастырей Сент-Аманд (франко-саксонская школа) и Сент-Галлен (франко-ирландская традиция) [Beckwith 1996: 30-80] развивают стиль фигуративных изображений, в некоторых случаях опираясь на классические образцы, родственные античным произведениям рельефной пластики. Особое развитие получают композиции представляющие иерархов церкви, императора как наместника Бога на земле.
Вместе с тем необходимо отметить, что сложные орнаментальные дополнения сопровождают в каролингских рукописях только избранный круг мотивов, связанных с образами Креста, Рая и Небесного Иерусалима. Крест и Распятие, являющиеся важным композиционным центром литургической богослужебной книги (сакраментария), чаще всего имеет обрамления в виде растительного орнамента. Данная особенность связана с уподоблением Креста Господня Древу Жизни. Мотив процветшего креста символизирует Воскресение. Согласно преданию, на могиле Адама было посажено древо, принесенное из Эдема, которое впоследствии стало материалом для Голгофского Креста. Таким образом, Христос пострадал, вися на райском Древе, возвращая Рай падшему Адаму.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1082;